Российские пищевые «бароны» пригрозили ростом цен на продукты питания

Оценить последствия предложенного Минпромторгом повышения ввозных пошлин на машины и оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности производителей продуктов питания попросил Минсельхоз. Соответствующее письмо (копия есть у РБК) департамент пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза направил отраслевым союзам и ассоциациям в четверг, 7 июня.

Получение письма РБК подтвердили, в частности, в Союзе производителей безалкогольных напитков (входят Coca-Cola, «Нарзан», АО «Прогресс»), Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД, среди членов — Mars, Nestle, Mondelez в России), Национальной мясной ассоциации («Мираторг», «Черкизово»), Национальном союзе производителей молока (Danone и PepsiCo), Российском союзе пекарей (входящие в него компании производят 70% хлеба массового спроса).

Сейчас на импорт оборудования для пищевой промышленности действует нулевая ставка ввозной таможенной пошлины. Из приложения к письму следует, что Минпромторг предлагает поднять ее до уровня конечной ставки по обязательствам ВТО — в зависимости от вида оборудования она составляет от 3 до 10%. В перечень товаров, на которые предлагается повысить пошлины, входит в том числе оборудование для производства безалкогольных напитков и соков, обработки и переработки молока, оборудование для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, для пивоваренной промышленности, переработки сахара, мяса и птицы, оборудование для упаковки пищевой продукции.

Поддержать отечественного производителя

Поднять пошлины на импортное оборудование для пищевой промышленности Минпромторг​ предлагал еще в апреле. Для развития отечественного машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Минпромторг разработал специальную стратегию, рассчитанную на период до 2030 года. В документе говорится, что из-за отсутствия торговых барьеров для иностранных производителей доля импортной техники в российском пищепроме за последние пять лет составила в среднем 70%. В отдельных сегментах рынка (например, в мясной и птицеперерабатывающей промышленности) отечественные производители практически не представлены, отмечается в документе. По плану Минпромторга, до 2030 года доля отечественного оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности на российском рынке должна достигнуть 62%.

Производители продуктов питания выступили против инициативы Минпромторга. Опрошенные РБК представители отраслевых союзов указывают ​на зависимость от импортного оборудования из-за отсутствия отечественных аналогов. Проектированием и разработкой новых видов оборудования для пищевой промышленности в России долгое время никто не занимался, и большая часть продукции производится на зарубежных технологических линиях, не имеют отечественных аналогов современные упаковочные линии и материалы для упаковки, поясняет исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

В индустрии ​безалкогольных напитков доля импортного оборудования составляет 80–90%, говорит президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков. В мясной перерабатывающей промышленности доля импортного оборудования близка к 100%, оценивает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. У современных предприятий линии по убою скота, переработке и упаковке оснащены оборудованием, которое импортируется из Европы и США, указывает он. В свиноводстве после девальвации рубля в 2014 году идет постепенное, но очень заметное замещение импорта комплектующих, но аналогов для технологически сложного холодильного оборудования, оборудования по обеспечению климата и систем кондиционирования пока нет, признает он.

В кондитерской промышленности доля отечественного оборудования составляет порядка 20–25%, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности Вячеслав Лашманкин. Российское оборудование в основном используется в кондитерской промышленности для производства традиционных видов сладостей: зефира, карамели, пряников. Но в более современных сегментах кондитерской промышленности, например в производстве шоколада и шоколадных конфет, используется преимущественно импортное оборудование из Швейцарии, Германии, Италии, добавляет Лашманкин.

Оборудование в цене

Пока российское машиностроение не готово предоставить пищевой индустрии аналоги, не уступающие импортным, повышение пошлин — преждевременный шаг, говорят производители продовольствия. Отечественное машиностроение будет догонять передовые зарубежные компании еще пять-десять лет, есть успешные решения, но комплексных технологических решений пока недостаточно, указывают в Российском союзе пекарей (РСП). Повышение ставок ввозимых таможенных пошлин на машины и оборудование, в том числе хлебопекарное, приведет к удорожанию необходимого хлебозаводам импортного высокотехнологичного оборудования как минимум на 10%, убежден представитель союза. «Увеличение стоимости закупаемого оборудования скажется на отпускных ценах на продукты питания и темпах технического перевооружения», — ожидает он. Рост расходов производителей в среднесрочной перспективе «отразится на стоимости конечного продукта», согласен Новиков.

Повышение пошлин может негативно сказаться на производстве, предупреждает Лашманкин: из-за роста стоимости оборудования те компании, которые планировали модернизацию производства, могут заморозить проекты, что приведет к снижению объемов выпуска. Экспортный потенциал из-за роста себестоимости снизится, указывает представитель РСП. ​«От успехов отечественного машиностроения напрямую зависит реализация задачи наращивания несырьевого экспорта переработанной пищевой продукции», — добавляет он.

Просьба Минпромторга согласовать повышение пошлин выглядит несколько неуместно, учитывая, что в конце мая производители кондитерских изделий и оборудования для них в рамках рабочей группы при Минпромторге договорились составить перечень тех видов техники, которая производится в России, и исходя из этого оценивать необходимость повышения пошлин, указывает Лашманкин. Пошлина как мера стимулирования отечественных производителей может рассматриваться, но нужно определить, для каких сегментов ее нужно вводить, считает он. В тех сегментах кондитерской промышленности, где аналогов импортного оборудования нет и не появится в среднесрочной перспективе, вводить пошлину бессмысленно, «она будет дополнительным налогом для кондитеров», добавляет он.

Оставьте комментарий первым для "Российские пищевые «бароны» пригрозили ростом цен на продукты питания"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*