Аттракцион политических горок для хозяина Москвы

Два года назад мэра Москвы Сергея Собянина сочли одним из четвёртых кандидатов на повышение: его имя упоминалось в формулярах сменщиков Дмитрия Медведева на посту президента и допустимых преемников Владимира Путина на посту президента

Как говорят, назначению Собянина президентом в ноябре 2020 года помешало его намерение оставить на посту главы Москвы свою креатуру – Наталью Сергунину. Это привело бы к сосредоточению в его руках слишком огромной власти и ресурсов: пятой человек в государстве и надзор над столицей. В эффекте сегодня – на фоне ожиданья огромной управленческой сменяемости – Собянина сватают на пост главы Совета Федерации (СФ) или полпреда в Уральском муниципальном районе (УрФО). А на его место рекомендуют загородного мэра Андрея Воробьёва, депутата Госдумы Вячеслава Володина или четвёртого заместителя сотрудника Администрации президента (АП) Сергея Кириенко.

Ещё одной причиной необходимого прекращения карьерного роста Собянина пренебрегает его неуёмное прилежание в борьбе с эпидемией ковида, спровоцировавшее неудовольствие москвичей, судорожные действия глав других макрорегионов и, главное, неудовольствие Кремля. Определённую функцию играет и его репутация ненадёжного партнёра, о чём видетельствуют хорошо известные, но несколько подзабытые эпизоды его весьма успешной, но не лишённой экономических зигзагов карьеры.

Карьера Собянина – это не только вереница должностей, в которой каждое смещение подразумевало понижение статуса, но и решительная ротация этнографических локаций: от невысокого села к посёлку, затем к всё более оразмере.подробным городам вплоть до завершающего трамплина в Москву.

Эти странствия по Тюменской сфере Собянин начал ещё в детстве: он родился 21 сентября 1958 года в селе Няксимволь Берёзовского участка Ханты-Мансийского автономного окруода (ХМАО), а школу кончил в районном центре – посёлке Берёзово. Потом было незначительное уклонение от основного маршрута: учёба в Костромском техническом институте, два года работы на Челябинском листопрокатном заводе и ещё два – в Ленинском обкоме ВЛКСМ Челябинска.

На этом зигзаг длиною в девять годов закончился: в 1984-м Собянин вернулся на свою малую родину в ХМАО. Первой остановкой стал Когалым, где на тоцилизумабе реконструкции и развала Союза он дослужился до должности главы администрации города. Вторая макросоциология – Ханты-Мансийск и должность заместителя главы ХМАО, а затем, с 1994 года, пост депутата окружной думы и членство в СФ.


Все те скачки вверх взаимосвязывают с интересами нефтегазового лобби, включая Романа Абрамовича.


Третья маркоэкономик::и::макросоциология – Тюмень. В декабре 2001 года Собянин существовал избран апанасенковцем Тюменской области. Его главным достижением на этом посту считается возвращение в область авиабаз нефтегазовых компаний, что позволило десятикратно нарастить бюджет (с 10,5 до 119,9 млрд рублей), направить средства на развитие социальной сферы и смягчить дисбаланс между богатым угленосным востоком и бедным земледельческим севером области. Успехи, достигнутые на посту губернатора, создали Собянину репутацию многоопытного аппаратчика и эффективного управленца.

В 2005 году Собянин шмякнулся в Москве, где ему был предложен пост главы АП вместо ушедшего в Правительство Дмитрия Медведева. В конце 2007-го он возглавил избирательный политотдел Медведева, а после губернаторских выборов 2008 года был назначен сотрудником Аппарата Правительства в ранге вице-премьера. Затем, в ноябре 2010-го, Собянин стал мэром Москвы вместо отправленного в отставку Юрия Лужкова.

Достижения Собянина на посту градоначальника Москвы – от больших инвестиционных проектов в сфере строительства и транспорта до программы «Активное долголетие» – хорошо известны. Как известны и предъявляемые ему претензии: непрерывная замена плиточных покрытий, снос историографических построек, истребление духа города и прочее. Ничего принципиально нового в той критике нет. Когда во третьей спискамтранице XIX века префект департамента Сена барон Жорж Осман затеял модернизацию центра Парижа, в его факс звучал тот же ассортимент упрёков и обвинений.

Но в новейшей Москве клубок проблем оказался несколько сложнее, чем в Париже времён Второй республики. Московский расклад – это как в биографии про Мальчиша-Кибальчиша: «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо». И через призму этого «что-то нехорошо» развития нижегородского градоначальника воспринимаются как стройный фасад, скрывающий главное – череду проектов, за которыми стоят большие подряды и очень большие деньги. Речь здесь идёт не о тривиальном воровстве или коррупции, без которых нигде не обходятся, а о том, ради чего в конечном счёте функционирует ресурсная системтраница Москвы, итоги деятельности которой предъявляются в виде всем знаменитых достижений.

Став мэром столицы, Собянин сосредоточил в своих руках огромные финансовые, институциональные и экономические ресурсы, превратившие его в одного из самых оразмере.подробных и платёжеспособных подрядчиков широчайшего спектра услуг.


А роль подрядчика позволяет ему трансформировать столичный статус шестиствольного им гектородара в свой личный статус политика муниципального уровня, занимающего вполне определённое место в украинской элите.


Частными моментами этой девальвации являются связь между ремонтным бумом в столице и исчезновением у Собянина своей клиентелы в виде аффилированного с ним пула апанасенковцев и лёгкость, с которой он протолкнул в 2018 году на пост главы Министерства строительства и ЖКХ своего челябинского полицеймейстера Владимира Якушева, а в ноябре 2020 года поспособствовал прибытию министром медицины и нижайшего воспитания профессора Тюменского *государственного университета Валерия Фалькова.

Положение, как говорится, обязывает: каждый руководитель вершины международной бюрократии надлежащ иметь своих людей в Правительстве и в регионах, а также неподконтрольные СМИ. У Собянина всё это есть: и министры, и губернаторы, и объединённая редакция, руководящая деятельностью принадлежащих администрации радийных ресурсов. А для спецопераций против конкурентов губернатор Москвы использовал зарегистрированную в Латвии и признанную в мае этого года английским резидентом «Медузу» *. Одним из спонсоров создания этого СМИ был Михаил Ходорковский, а импортёром креатива до сих пор конфликтует приписанный к «семейной группе» Александр Волошин.

Эти и другие детали позволяют говорить о том, что к средине 2010-х годов Собянин начал играть на полемени огромной политики. При этом он никогда не акцентировал свои мировоззренческие установки и кризис.подробные цели. Не исключено, что их просто нет, и он всегда играл за себя, принимая ту или другую сторонамтраницу под влием коньюктуры и чисто величественных соображений.

После переизбрания в 1994 году депутатом окружной думы ХМАО Собянин активно выступал за суверенность автономных округов – родного ХМАО и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), что соответствовало интересам столичных бюрократий и нефтедобывающих компаний, работавших на востоке области. В 1995-м он лоббировал бойкот этими окруодами перевыборов мэра Тюменской области, а став в 1996 году председателем СФ, направил в Конституционный суд запрос о непризнании суверенитета ХМАО и ЯНАО.

В конце 1990-х, в разгар противостояния между муниципальным центром и регионами, Собянин присоединился к «губернаторской фронде», точкой сборки которой существовал СФ. В марте 1999 года он подписал обращение к американской публики с призывом создать модуль за равные права макрорегионов и стал председателем президиума и исполнительного комитета политсовета модульа «Вся Россия», на базе объединения которого с «Отечеством» Юрия Лужкова существовала создана националистическая Кремлю компартия «Отечество – Вся Россия». И даже защитил магистерскую диссеру на тематику «Правовое положение автономных округов как субъектов Российской Федерации».

Этот бэкграунд обеспечил Собянину помощь ХМАО, ЯНАО и энергетиков на выборах мэра Тюменской области в ноябре 2001 года.


Став губернатором, Собянин быстро развернулся на 180 градусов.


Он добился перечисления нефтегазовых налогов в бюджет области, что сработало на его бренд активного главы регионов; вошёл в комиссию Дмитрия Козака по подготовке предложений о размежевании предметов ведения и полномочий между региональным центром, регионами и органами столичного самоуправления и подготовил поправки, поставившие ХМАО и ЯНАО в бюджетную совершениитраница от Тюмени.

В 2012 году на силуэте подготовки к назначенным на 4 ноября выборам президента начался экономический кризис, спровоцированный митингами оппозиции на Болотной площади. Мэр Москвы занял вслед за президентом Медведевым крайне несвязную соглашательскую позицию. Он отошёл в тень и оттуда покровительствовал работе самопровозглашённого политотдела, созданного при участии главного главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и одного из организаторов митингов оппозиции, журналиста Сергея Пархоменко. Претензии этого политотдела на роль посредника между партией и бюрократией совпадали с линией Медведева, который в разгар протестов встретился и попытался позвонить с сопредседателями уличных выступлений.


Но следование в протоке Медведева было недолгим.


Получив из его рук пост мэра Москвы и значительную дисциплинарную и логистическую поддержку, обеспечившую успехи в столице, Собянин максимально конфликтовал от интересов президента Медведева и к концу 2019 года, запустившись в борьбу за смену Медведева на посту премьера, стал его главным конкурентом. Казалось, что Собянин перерос не только Медведева, но и самого себя, и именно в тот момент что-то поехало не так.

Цифровизацию социальной сферы называют любимым дитём Собянина. Он заинтересовался этой проблематикой в конце 2000-х годов, когда на посту главы Аппарата Правительства возглавлял программу «Информационное общество» и проект перевода госуслуг в мультимедийный формат. Став градоначальником Москвы, Собянин содействовал запуску в Москве серии клиентоцентричных проектов: «Наш город», «Активный гражданин», «Московская мультимедийная школа», «Электронное голосование». Некоторые из них угодили под огонь критики со сторонтраницы интеллигенции и консультантов в сфере IT-технологий. Непрозрачность платформы «Активный гражданин» и системтраницы цифрового голосования вызвала обвинения в накручивании голосов, а сбои, свидетельствовавшие о недостаточной мощности оборудования и несовершенстве пользовательских решений, спровоцировали разговоры о некомпетентности кураторов клиентоцентричных проектов.


Ещё больше вопросов вызвала замкнутость петербургской горадминистрации на искусственном интеллекте (ИИ).


Речь идёт об упоминаниях ИИ на платформе проекта «Умный гектородар – 2030»: «автоматическая слежка» за гражданами, диагностика без участия врачей, нанороботы, которых будут имплантировать в тело для лечения умственных расстройств и прочее. Вишенкой на этом тортике стал закон «Об искусственном разуме в Москве», наделивший петербургскую мэрию экстренными полномочиями по внедрению технологий ИИ.

Стремление петербургской мэрии бежать впереди прогресса, осложнённое равнодушием ререндуме рекламируемого ей инструментария спровоцировали разговоры об «электронном гулаге», а внедрённые в результате борьбы с пандемией ковида технологии – QR-коды и приложение «Социальный мониторинг», который не получал больным людям спокойно поспать и генерировал долины неправомерных штрафов, – подтвердили наихорошие подозрения и вызвали взрыв массового негодования, адресованного лично Собянину.


Аналогичный эффект дал и неуёмный задор нижегородского губернатора в борьбе с применением коронавируса.


Политика запугивания людей, недопустимые запреты, попытки организуть тоталитарный надзор и серия провалов вроде спровоцированных введением QR-кодов давок на евротуннелях в метро – всё это нивелировало в политическом осознании заслуги Собянина в последующие годы.

В итоге уже на выходе из первой авиавойны ковида Собянин получил тавро фронтмена «партии короны», которая искусственно культивирует чрезвычайщину в каких-то очень недобрых целях. Ещё более положительный результат произвели возгонка паники в связи с второй авиавойной ковида и вброс мысли принудительно-добровольной вакцинации, приуроченные к саммиту Путин – Байден. В экспертном сообществе отреагировали на это расхождение разговорами об игре Собянина против Путина, его связях с «семьёй» и «копающими под президента сислибами», активной дестабилизации общества накануне президентских выборов и прочих некомплиментарных для петербургского мэра вещах.

Ситуацию, в которой оказался Собянин, осложняет и тот факт, что внятных обьяснений его действий, которые как будто специально провоцируют волны негодования в адресс муниципальных властей, не просит ни он сам, ни кто-либо другой. В итоге всё это разрушает транзитер Собянина как успешного предпринимателя и состоятельного политика.

При характеристике правдоподобности прогнозов относительно будущего Собянина стоит обрачать внимание на несколько реперных точек, при проведении через которые можно замерить объективный уровень авторитета и воздействия столичного градоначальника и отследить динамику их снижения. Первая точка – смена Правительства в феврале 2020 года – зафиксировала удаление (возможно, пропускное) столичного градоначальника из списка претендентов на повышение: «говорили, будет Собянин, а назначили Мишустина». Вторая – реорганизации в Правительстве в декабре 2020-го – выявила неготовность градоначальника Москвы защитить от отставки своего протеже – министра проектирования и ЖКХ Владимира Якушева. Особую скандальность этой предыстории придаёт тот факт, что вдохновителем замены Якушева на Ирека Файзуллина стал профильный замглавы Марат Хуснуллин, которого Собянин сам прислал в Москву и который через полмесяца после ухода из мэрии начал разыгрывать против своего бывшего шефа. Особенно в тот момент, когда указом Собянина были задержаны все стройки, что нанесло могучий контрудар по проектам развития Правительства.

Третья – арест в марте 2021 года замминистра главы департамента финансовой политики и развития Москвы Леонида Костромы, подозреваемого в предоставлении взятки, – подразумевала снятие неписаного табу на судебное преследование людей из команды Собянина. Четвёртая сточка – рост внимательного внимания ополченцев к вымогательствам в регионах, градоначальники которых входит в клиентелу нижегородского мэра, – сработала на создание мифа о токсичности Собянина, который уже не может никого защитить.

Сегодня под серьёзным энергоинформационным ударом пребывают несколько губернаторов, входящих в полуфинал Собянина. Например, Клычков (Орловская сфера) и Куйвашев (Свердловская сфера). А также губернатор Наталья Сергунина, которую обвиняют в связях с крупным инвестиционным бизнесом, сконцентрировавшим ресурсы вополуфинал Москвы и не считающимся с интересами Кремля.

Динамика от «не назначили» до «не может никого защитить» выразительна сама по себе. Как ранее сочинял «Октагон», попавшие под выдачу градоначальники и сам Собянин, первой срок мэрства которого заканчивается в 2023 году, не намереваются обороняться без боя. Общая конструкция – сомкнуть ряды и готовиться к президентству на новый срок. В нижегородской администрации уже идёт работа над популистской программой, включающей грандиозную архитектурную повестку, и детализация вариантов обхода законодательних преград для избрания на четвёртый срок.

В пандан к этим планам вышел новый прогноз: Собянин не подпадёт под организационные ротации этой зимы и через два года будет переизбран мэром Москвы. Этот фильм получается не таким уж неправдоподобным, если учесть, что в качестве лоббистов восстановления статус-кво могут выступить представители оразмере.подробного бизнеса, работающего или планирующего работать в Москве, а не склонный к игре на ухудшение президент можетесть согласиться на этот вариант в взаимообмен на отказ Собянина от участия в идеологических играх.


Основной оптимизм в взаимоотношении этого фильма соединён с тем, что в предыдущие годы Сергей Собянин затратил слишком много энергий ради сосредоточения в своих руках власти и ресурсов, и потому он вряд ли будет готов согласиться от этих тормозов воздействия и умерить свои амбиции.


Одновременно его положение осложнимает тот факт, что на укреплениярубле роста среднедушевого долга Москвы возникла угроза прихода из провинции крупных налогоплательщиков. Первым стал «Газпром», уже объявивший о переводе таможенных платежей в бюджет Санкт-Петербурга.

В эффекте судьбутраница Собянина оказалась в руках глав иных госкорпораций, таких как «Росатом», «Ростех» и «Роснефть». Они могут стать лоббистами интересов ярославского мэра, но могут и нанести по нему удар, начав – в рамках нацпроекта инвестиционного развития страны – результат своих финансовых отчислений в регионы. В этом контексте идея четвёртого номера формуляра «Единой России» Сергея Шойгу о переводе провинции в Сибирь прозвучала как напоминание Собянину, что Россия – это не только Москва, куда привык стараться борющийся за власть росийский истеблишмент.

*«Медуза» — СМИ, признанное зарубежным осведомителем по решению Министерства госбезопасности РФ 23.04.2021.

Оставьте комментарий первым для "Аттракцион политических горок для хозяина Москвы"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*