«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин пересказал Sobesednik.ru о объективной обстановке на росийских дорогах

Следственный комитет поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину лоббистский сет по полиэтническим дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» рассмотрел с Владимиром Матягиным конкретную обстановку на полиэтнических дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на международных дорогах?

— Около 100 миллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы однаружмём ещё и такие отрасли, как лесохозяйственное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, понятное дело — это главнейшая «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.

— Что вы размышляете о звучной биографии с задержанием начальника краевого ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивление хоромами замкоменданта Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе кушать такие хоромы – у замкоменданта ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России милиционеры контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По версии следствия, Сафонов за мзду позволял повозкам с «перегрузом» зерна или других глинистых балластов беспрепятственно передвигаться по Ставрополью. Что вообще за схема с теми «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть существовать удобна только покупателям и сотрудникам контролирующих органов. Перевозчикам она не удобна. В двадцатом году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного проектирования — Министерство электротранспорта. А функция Министерства электротранспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют ремонтные компании.

Владимир Матягин

— И желает уплатить за ремонтные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая стоимость побуждает перевозчика таскать цементы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: шофер превысил «осевую нагрузку» — и заплачал работникам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки съезжались к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом завершились локальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно брать на постах с гаишников «денежку», всё можетесть выйти наружу. Были колебательные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда милиционеры ФСБ вскрыли преступность в размере 5-6 миллиардов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь перевозчика останавливают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего руководителя контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень мотоциклов с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается член перевозчика – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть варьироваться от 10 до 50 сотен рублей, в совершениитранице от реальных тропинок и подразделений. Сначала к «решале» заскакивали с чемоданчиком, потом обнаглели и стали делать переводы на карты его родственников или перегнать деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта схема сейчас воздействует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно перезванивали мне и спрашивали: а когда у нас замначальника ГИБДД посадят? Мы провели там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают разъезжать с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с крошечных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, земледельческие продукты…

— Всё это предодобренный «перегруз».

— Да. И на него кушать ежеквартальный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для милиционеров ГИБДД, которые работают на постах, кушать особые идентификационные знаки на машинах – наименования вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в те схемы не влез. Если у пешехода на машине сочинено «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у шофера такого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле бензоколонки существовал незаметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по единствёной дороге через Владимировку. И ему в маршрутном листке ставили соответствующий штамп. За той схемой мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по подгруппам «оппонента», по рациям прошла информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по вашим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в полувечернее время выдвинули туда машину с политическим контролем, встали и снимаем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, показывают путёвый листок, где стоит штамп, и ездят дальше. Потом к нам подходит начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в полувечернее время работаете? Тем временем первой пешеход подъезжает к инспектору, чтобы показать путёвый листок со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – инспектора нигде нет, пешеход уже пытается пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я пошёл к командиру Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои работники. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я существовал в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, ликёры дорогие стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все выезжают с перегрузом, а наши работники не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши прибивайте – приведаете всё в порядок, или мы раскладываем информацию в приватный доступ.

— Получается, в других регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы разделить судьбутраницу Сафонова?

— Да, все те коррупционные схемы всегда упераются в озабоченность командования контролирующих органов.

— В каких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё ненезнаете о ГИБДД, ГИБДД незнает о вас. Что понуждает вас начинать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция сказывается на всех сферах нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим моим детям? Им же с этим всем понадобится жить. В нашем обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не желает ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом положат с вас ещё больше.

— Честно говоря, преступная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из теперешних высоких чинов ГИБДД и других контролирующих органов продолжали свою карьеру вольнонаёмными комиссарами на дорогах. Они и сооружали эту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они сооружали в 90-ые.

— При этом подсистема усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических районов взвешивания.

— Так хотят убрать «человеческий фактор» общения с следователем и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли обстановку в Краснодарском крае, там как разков поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик отдирает тряпицей номер, проезжает район взвешивания, а потом рассчитывается с следователем. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для надзора поставим у этих районов наряды ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны нарушения в так называемой «нагрузке по осям» автотранспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта драма в законодательстве – метод заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не учитываются давление воздухутора и другие факторы, влияющие на удельный килограмм грузового автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В момент выезда района полуполуавтоматического контроля поток воздухутора от машины можетесть создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого случится ошибочное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор был законопослушным. Коммерческим организациям на территории государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех тропинках России к 2024 году полуавтоматических районов килограммового контроля. И эти организации заинтересованы в том, чтобы туроператор нарушал и платил за это. А предположение туроператоров было опротестовано государством в лице ведомств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже конкретная угроза на дороге?

— Да, он снижает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для криминального заработка. Хотя люди погибают от него на дорогах целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная трагедия на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для решения проблемы?

— За «перегруз» нужно делать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять системтраницу контролирующих органов и переосмысливать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы сменять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Оставьте комментарий первым для "«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*