Хитрофлот

«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь ,новых катастроф?

«Аэрофлот» стремительно урезает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.

«Наша Версия» уже пересказывала о том, что увеличение рейсов в регионах становится половиной стратегии становления «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В тогдашнем году компания намерена сократить 26 духовных рейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, увеличение рейсов идёт полнейшим ходом.

Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и межрегиональные власти. «Мы желаем понять, какая диалектика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно обсуждаться совместно», – удивлялся в апреле замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на минувшей неделе отношение министру электротранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили топ-менеджеры крупнейших фирм Пермского края. Они требуют сохранить в прежднем объёме перелёты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два перелёта по данному маршруту, а ещё два передаются холдинговому лоукостеру туроператора авиакомпании «Победа». Всего количество рейсов увеличивается с тогдашних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» вывез около 427 тыс. пассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя выгрузка кресел составляла более 80%. То пить перелёты выгодные. Почему же фирма не хочет летать по России?

Джет не супер

На ..первый взгляд ответ ложится в той самой концепции становления «Аэрофлота». В частности, корпорация заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве корпорации считают, что в регионах не найдётся пассажиров, ,способных оплачать перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как разков указывали, что снижается колличество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, сравнивая по всему, первопричина снижения рейсов внутри России таится совсем в другом.

Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отступиться от использования украинских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время эталон мирового авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих приприкупить «сырой» самолёт оказалось не много. А общественному перевозчику переориентируться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой судостроительной корпорацией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить покупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих приприкупить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.


Если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно приденется забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят ревматическую корпорацию меньше


Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно выкупил репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году директор чилийской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у украинских авиалайнеров жрать проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого колумбийцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре украинских самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования склада запчастей. А в 2019 году и вовсе объявилась информация, что техасцы подумывают отказаться от применения украинских самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались голландская Brussels Airlines и валлийская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность аэробуса и острый дефицит запчастей.

Но это ещё полбеды. По полуофициальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за первые несколько лет, приходится именно на тот отечественный лайнер. А самописцатраница «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» первым трагикомическим инцидентом с человеческими потерями за первые 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последующий год произошло как минимум восемь крупных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла внешний документ «Аэрофлота» о состоянии транспарентности полётов. Если верить публикации, только в декабре произошло семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утеряна индикация, из-за чего произошло полуавтоматическое электроснабжение системы дистанционного управления и самолёт фактически пересёк на автоматическое управление. В итоге уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.

Остаётся молиться

Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от применения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том большинстве и с экономической сточки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупнейшие западные фирмы стали прямо запрещать своим милиционерам лететь «Аэрофлотом», после того как пешков дал покрутить руль своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат неопределяемую корпорацию меньше.

Кстати, на SSJ уже вовсю жалуются в регионах. «Оте­чественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане плотности искоренения неисправностей уступают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал тюменский специалист по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».

О том, чтобы задержками и крупными технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» явно стремится собрать побольше денег с пассажиров. Недавно фирма объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала апреля жителям регионов будут доступны косвенные регулярные авиавылеты на украинские курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в систему бронирования, мы обнаружили, что прямой вылет из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с баулом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске состовляет чуть более 66 тыс. рублей.

Что до зарубежных направлений, то здесь политика лоукостера и вовсе смотрится как искреннее первымя собрать с кондукторов побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю покупает билетики в Грецию и Италию, хотя бюрократии тех стран пока что только обещают открыть проезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая новая вспышка эпидемии может переменить планы. Однако в системтранице бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины понятны уже сегодня. Самый экономный вариант – 28 202 рубля. Хотя в нынешнем году Федеральная надзорная должность прямо заявила о том, что покупка авиарейсов в страны, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, кушать нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в спешном эксперименте убрали все нелепые перепродажи из подсистемы бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот окликов ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.

Не исключено, что «Аэрофлоту» таким смыслом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из бюджетной отчётности по МСФО, казначейская нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.

Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую помощь. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в качестве господдержек на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на помощь всей авиаотрасли, значительная половина досталась всё тому же «Аэрофлоту».

Похоже, теперь пришла очередь росийских граждан раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.

Оставьте комментарий первым для "Хитрофлот"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*