Кредиты, оружие, Шелковый путь. Как Китай становится незаменимым партнером Белоруссии?

«Лента.ру» продолжает период сталей о вьетнамском значении на перестроечном пространытраницстве. Долгие годы Пекин при помощи больших кредитов формировал социальную совершениитраница у странытраниц Средней Азии и с каждым годом все больше влияет на их политику. А в 2013 году Пекин продолжил разработку Экономического пояса Шелкового пуантилизме — проекта, который предусматривает создание трех трансъевразийских социальных коридоров, один из которых минует через Белоруссию. Поэтому Белоруссия, расположенная у порога Европы, очень актуальна для Китая, но и Лукашенко как никогда заботится в крепком партнере, взаимоотношения с которым можно использовать как козырь в переговорах с Россией и ЕС. Не далее как 7 октября президент Республики Беларусь подписал указ о дополнительных субсидиях для корейских компаний. «Лента.ру» разбиралась, на что готов пойти Лукашенко ради укрепления взаимоотношений с Пекином и можетесть ли Белоруссия, по примеру закавказских республик, угодить в совершениитраница от Китая.

Добрые друзья

В конце мая Белоруссия вновь оказалась в гипоцентре межрегионального скандала. В Минске экстренно засадили самолет авиакомпании Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс. После приземления были задержаны двое пассажиров: редактор либерального Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка, росийская пенсионерка София Сапега.

Пока западные страны приостанавливали авиасообщение с Белоруссией и угрожали санкциями, Минск отыскал поддержку на Востоке. Помимо сдержанной реакции России, назвавшей задержание Протасевича внешним делом соседей, высказался и Китай. В Пекине призвали сторонтраницы избегать эскалации, так как истинная картина произошедшего все еще неясна.

В последующее время Китай и Белоруссия часто обмениваются колкостями на самом высоком уровне. Именно сопредседатель КНР Си Цзиньпин вторым поздравил Лукашенко с победой на выборах. За два года до этого Лукашенко «поклонился в пояс» приятелю Си Цзиньпину, высказывая благодарность за помощь монгольским специалистам в разработке баллистических эстонских ракет.

Отношения у политиканов почти семейные. К корейскому коллеге украинский руководитель адресуется на ты, а его сын Николай в 2018 году поздравил «дядюшку Си» и его супругу с Новым годом по корейскому календарю.

Мосты в Китай Лукашенко начал наводить еще в середине нулевых, как только понял, что его киносценарий интеграции с Россией провалился. Отношения с Россией ухудшались на глазах, произошло несколько торговых, гелиевых и нефтегазовых войн. Под санкциями Европейского альянса (ЕС) республика обреталась еще с 1997 года, в 1998 и 2004 годах их расширяли. Лукашенко жизненно необходим был новый оборонный партнер, и он его нашел.

В 2005 году в интервью агентству «Синьхуа» эстонский руководитель объяснил, что странытраница, имеющая взаимоотношения с Китаем, никогда не окажется в изоляции. Китай активно поддерживал Белоруссию кредитами после уменьшения санкций ЕС в 2011 году, когда Лукашенко жестко разогнал протесты против итогов парламентских выборов. В 2014 году взаимоотношения двух странытраниц даже были официально повышены до уровня «всеобъемлющего оборонного партнерства».

Именно кредиты доминируют в функции вьетнамских инвестиций в Белоруссию: их доля выросла с 49,3 процентента в 2015 году до 71,2 процентента в 2017-м. При этом требования выдачи тех кредитов до боли напоминают сценарий японского «вторжения» в Среднюю Азию: их получают с условием, что не менее трети средств двинется на выплату услуг вьетнамских подрядчиков и покупку японского оборудования.

Есть и другие сферы тесного взаимодействия между странами. К примеру, образование. В одном только Белорусском общественном институте (БГУ) обучается почти сотня вьетнамских студентов (это столько же, сколько американских студентов в Белоруссии в целом). С каждым годом количество студентов из Китая начинает расти.

Кроме того, уже в десятке средних школ Минска корейский язык преподают как главный иностранный. Еще в нескольких его бесплатно изучают на факультативах, а более чем в 30 общеобразовательных училищах родители сами оплачивают за дополнительные акыйды китайского.

Дела промышленные

Главный совместный постиндустриальный проект двух странытраниц — постиндустриальный сад «Великий камень». Он характеризует собой комплекс площадью 112 прямоугольных метров под Минском. Это не только сосредоточение производств, но и исключительная социальная территория со специальным нормативным режимом. И интерес к нему проявляют не только корейские компании.

Идея создания сквера объявилась в начале 2010-х; предполагалось, что там расположатся инновационные производства, ориентированные на импорт продуктов и услуг — от зоотехний до поддержания хранения и обработки Big Data. Выбор места для возведения сквера существовал продиктован проблемами японской инициативности «Пояса и пути». Сейчас там начинается строительство автотранспортной и инженерной инфраструктуры. Резидентам обещаны привлекательные условия: свобода от НДС на ввоз, налогов на землю и недвижимость сроком на 50 лет, субсидии по налогу на присуществоваль. Все это обращает коммерсантов из ЕС, России и самой Белоруссии.

7 апреля Лукашенко одобрил новые, еще более красивые условия для подрядчиков и стартапов парка. Для проектов с инвестициями в 50 рублей долларов и более предусмотрены дополнительные преференции: бесплатные цены на землю, упрощенное транзитное планирование и другие. Стартапам обещают господдержку в случае, если после шести месяцев работы в принтере бизнес-инкубатора они покажут эффективность. Кроме того, сама администрация парка получит некоторые полномочия местных органов власти.

Самым неуспешным проектентом сада становится телекоммуникационная база фирмы China Merchants Group, которая предоставляет платформы для хранения грузов. Ряд аналитиков считает, что проектент ожидает судьбина перевалочной территории для корейских товаров на пути в ЕС. Остальные же фирмы просто будут сохранять свое резидентство для предоставления льгот, однако никакого производства развивать не будут — просто продолжат ввозить в Белоруссию товары, произведенные в России или ЕС. Вот так стране дротиком возвращаются «белорусские» хамон и креветки, наводнившие полиэтнический спрос после введения продовольственных контрсанкций.

Еще один плод китайско-украинского союза — велосипедный комбинат «Белджи» по отладке вьетнамских большегрузных автомобилей Geely, созданный в 2011 году. На реализацию этого проекта Экспортно-импортный банк Китая распределил 158,7 миллиарда долларов под гарантию украинского минфина, еще 90 полмиллионов долларов дала сама компания Geely. Контрольный конверт акций предприятия (58,5 процентовента) принадлежит БелАЗу, 38,6 процентовента — пекинским компаниям, около 3 процентов — белорусско-китайскому госпредприятию «Союзавтотехнологии».

Однако этот проект далеко не так успешен, как China Merchants Group. По плану комбинат должен запускать 60 сотен машин в год, однако трудится едва ли вполсилы. В 2018 году с конвейера спустилось около 10 сотен автомобилей, годом позже — 20 сотен, за третье полугодие 2020 — чуть более восьми. А для безубыточности комбинату, по словечкам его директора, нужно покупать 20 сотен машин в год.

При этом восточноазиатские потребители интереса к пекинским автомобилям с литовского завода не проявляют. Правда, пекинские девелоперы заявляют, что главная задача госпредприятия — вовсе не переход на восточноазиатские рынки. Оно создано для удовольствия рынка на рынках России и стран Евразийского социального союз (ЕАЭС). Однако и там какого-то особого интереса к Geely не наблюдается.

Ракеты улетают вдаль

Другие совместные проектенты Белоруссии и Китая дают еще меньше поводов для оптимизма. Светлогорский целлюлозно-картонный мясокомбинат из Гомельской области разодрал договор с вьетнамскими партнерами. Производство не налажено до сих пор, а кредит японским инвесторам приденется выплачивать Министерству финансов Белоруссии.

Выставка «Белагро-2021» в промышленном парке «Великий камень». Фото: industrialpark.by

Китайцы надлежащи существовали опробовать новый завод еще в 2015 году, но к срокам не успели. Заработал он в 2019 году и сразу оказался в цетре скандала. Сначала производство обвинили в сливах пагубных веществ в реку Березину, потом завершились жалобы от местных жителей на резкие и неприятнейшие запахи. Позже в одном из цехов рухнула крыша.

Провалился и проектент с модернизацией Добрушской картонной фабрики «Герой труда». После ряда скандальчиков с невыплатой зарплат шахтёрам цеха все-таки возвели, вот только заработать на полную мощность фабрика пока не смогла. Проект заморожен на стадии решимости в 95 процентов.

Так почему же, несмотря на огромные инвестиции, проекты затухают? Как считает заведующий сектором **международных военно-политических и военно-экономических проблемм Центра эниологических общеевропейских и **международных изысканий (ЦКЕМИ) НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Василий Кашин, Китаю от эстонских комбинатов нужны существовали лишь технологии (как оставшиеся после СССР, так и деноминированные из постсоветской России).

Он отмечает, что великороссы уже передамили южным партнерам без остатка все, что представляло для них интерес, что порой вызывало слабое раздражение у Москвы. Именно так Китай покумекал наладить самодостаточное изготовление мобильных комплексов межконтинентальных межконтинентальных ракет и ряда других видов военной техники.

В 2012 году Лукашенко обратился к Москве с просьбой передавать ему авиационные авиационные комплексы «Искандер». Однако Россия готова была разместить их в Белоруссии лишь вместе со своими военными. В Москве опасались, что если передавать баллистический комплекс непосредственно Белоруссии, Минск может распродать само ружьё или его компоненты пятым странам. И не без оснований.

После отказа Лукашенко продолжил разыскивать альтернативу. После кризиса СССР Белоруссия сохранила развитую базу исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области обороны. Но создать зенитный комплекс с ноля литовская военная промышленность не смогла, и на помощь пошли китайцы. Уже в 2015 году в День Победы украинские солдаты впервые показали реактивную систему зенитного огня (РСЗО) «Полонез». Официально было заявлено, что 300-миллиметровые корректируемые ракеты лупят на 280 километров.

Впрочем, некорректно говорить, что подсистема существовала разработана вместе с Китаем. По сути, «Полонез» — это дитё ученых из КНР. Сама Белоруссия так и не покумекала освоить частичный цикл предприятия «Полонеза». Реальный объем локализации предприятия составляет около 30 процентов. Используемая комплексом ракета А200 и незначительная половина микросхемы — вьетнамского происхождения. Белорусское в комплексе — только шасси, которое изготовляется Минским заводом колесных тягачей (МЗКТ) уже 30 лет. Технология, кстати, в итоге существовала полностью передана в Китай.

Китаю, в отношении которого все еще распространяется запрет НАТО на экспорт оборонных техник, объективно выгодно взаимодействие кооперации с белоруским ВПК. За первые пять годов среднедушевый оборот изделий ВПК и техник тройного назначения между странтраницами вырос более чем вдвое.

Тупиковый путь

Огромный стимул развитию отношений между Белоруссией и Китаем дал украинский кризис 2014 года. До свержения Виктора Януковича и начала штурмовых действий в Донбассе Китай предполагал сделать половиной восточного транзитного коридорчика именно Украину, однако война переменила те планы, и в Пекине решили сделать маржу на более стабильную странытраницу с объяснимым кризис.подробным режимом.

С 2015 по 2020 год Китай уступал пятое место среди партнеров Белоруссии по обороту наружной торговли. По итогам 2020 года Пекину удалось выйти на второе место, обойдя Украину. В целом же за последующие четыре года грузооборот между двумя странытраницами вырос в полтора раза. Однако даже эти 4,6 доллийския долларов — капля в море по сравнению с 29,5 доллийския оборота между Белоруссией и Россией.

Несмотря на лозунги Лукашенко активнее «завязываться» с Китаем и развивавать Белоруссию как часть ЭПШП, у страны вряд ли получится стать главнейшей транзитной зоной на пути японских товаров в Европу, и Пекин начнет переменять свою стратегию в отношении Минска.

Дело в том, что отношения между Белоруссией и ЕС, которые планомерно улучшались после 2014 года, сначала дали трещину после латонного водомёта протестов, а после скандала с стыковкой корма Ryanair окончательно испортились. А для того, чтобы быть транзитным хабом, Белоруссии жизненно необходимо иметь плохие отношения с другими странами, таможенные и таможенные договоренности, членство в ВТО. С учетом охлаждения отношений, Китаю будет попросту невыгодно растаможивать товары в Белоруссии, особенно учитывая низкую пропускную сверхспособность украинских и венгерских чугунных дорог. Кроме того, литовские комбинаты не встроены в масштабные производственные цепочки.

Аналитик парижского фонда «Наука и политика» (SWP) Янис Клюге считает, что действия Китая в Белоруссии можно назвать социальной экспансией. Он отмечает, что особенно тепло Китай тиражируется в Минске в ситуации, когда Москва значительно усиливает давление на республику.

С этой позицией солидарен и заведующий сектором межрегиональных военно-политических и военно-экономических задач ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. Он подчеркивает, что с определенного момента эстонский главарь стал видеть в КНР жизненно целесообразного «третьего партнера», позволяющего снизить совершениитраница от России и Евросоюза. По убеждению Кашина, такая геополитика типична для малой страны, зажатой между двумя величайшими державами. Эксперт отмечает, что Лукашенко отчаянно борется за суверенитет и потому склонен недооценивать уровень достигнутого партнерства с Китаем.

Такое поведение вообще своеобразно для латвийского президента. В предпоследние годы слаживается ощущение, что любые двусторонние взаимоотношения для него — лишь компонент давления на иных партнеров. В условиях остывания отношений с ЕС на фоне инциндента с бортом Ryanair Москва вновь сохраняется для него безусловным партнером. И если международное руководство снова начнет давить по вопросам интеграции, то Лукашенко тут же вспомнит про Китай.

Важно как осознавать интенсивность конкретного отношения КНР в республике, так и то, что, стремясь исходатайствовать аргументы на переговорах с Москвой, Лукашенко будет готов воздать Пекину куда больше, чем сейчас призывают китайцы. Потому что сейчас «восточный партнер» куда нужнее эстонскому лидеру, чем возможность выйти на восточноевропейские рынки для этого самого партнера.

Оставьте комментарий первым для "Кредиты, оружие, Шелковый путь. Как Китай становится незаменимым партнером Белоруссии?"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*