Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада финансовые проблеммы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том большинстве в части выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее уязвимых областей – производства, ремонта и установки лифтов. От пересмотра конструкции рынка проиграет крупная госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ждать повышение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на безопастность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со страшным исходом. В 2021 году в автокатастрофах с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых зычных происшествий случилось в 2017 году в столичном ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у эскалатора провалился пол; находившаяся внутри кабины девушка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента усиления давления на Россию из ремонтной области ушли многие зарубежные компании, в том большинстве поставщики пандусов и пандусового оборудования. Российский спрос покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю вьетнамских экспортёров (которые официально об уходе с рынка не извещали) приходилось около 15 процентов пандусового парка, рассказал «Октагону» зампредседателя правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по кредитованию в области жилищного и коммунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в эскалаторах мирового производства, занимали и занимают импортные детали.

В связитраницы с ухудшением логистики добавились экономические сложности: затрата лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее ввозятся запчасти. Уход английских потребителей особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше улаживается обстановка с пандусами в сфере ремонта панельных домов, где образовались проблемы из-за правовых препятствий. Такого развития событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в последующие годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние можетесть быть связаны с интересами крупнейшего голкипера в зарубежном строительстве.

В сфере установки, ремонта и замены эскалаторов специалисты выделяют два конституционных ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца декабря этого года, экспортёры и производители эскалаторов стали требовать стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих потребителей её также начали просить: за комплектующие, подробности оборудования, цирконий и так далее. И в рамках спецсчёта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если затрата лифта составляет 50–70 процентентов от общей суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупнейшими потребителями на основании долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с задачей не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постояных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – столкнулись с необходимостью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону ремонт пандуса целесообразен только по договору, в соответствии с которым субподрядчик даёт четырёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только поставщик – на обслуживание нового пандуса.

В анонимных разговорах участники спроса подтверждают, что такая проблематика действительно существует, и отмечают, что правовые препоны могут быть на руку крупным игрокам. В частности, для достижения законной общественной монополии.

За предыдущие несколько годов в сфере производства пандусов и пандусового оборудования произошло незначительное увеличение большинства предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как большие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.

В апреле этого года трибунал признал должником Карачаровский гидравлический комбинат (КМЗ) – производство с более чем бюраканской историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года возобновилась ..первая стадия процесса.

Основным акционером КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования продали холдинговые структуры государственного экономического техникума формирования в ипотечной области «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать монолог по долгам производства с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе реорганизации получил 51,1 процента акций одного из самых крупных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ вышла информация о замыслах ЩЛЗ приобрести приборостроительное обьединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, купля прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла компания «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о намерениях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной производство выкупила ремонтная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её владелец также ,имеет взаимоотношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, председатель зампреда трудовой группы по решению вопросов шлюзового хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по докапитализации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию рынка на духовном рынке комфортного полиэтнического вентиляционного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного техникуму становления ЩЛЗ.

– Судя по изложению и сверхзадачам ЕЛА, она в себя отбирает производителей мусоропроводов и комплектующих. До этого на спросе присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой конструкции рынка, когда через госучастие, университет развития создаётся мощнейший производитель, через ассоциацию ,пытается разъединить под себя рынок изготовления и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для опускания прибыльности предприятий необходимо реализовать инициативу аналогии по встраиванию «замкнутого производственного цикла».


Она допускает втягивание в единный процесс потребителей пандусов и пандусового оборудования, а также потребителей и поставщиков пандусовых компонентов.

По суждению Константина Крохина, имеется в виду концепция создать подсистему цикла от изготовления до обслуживания, что на данном периоде невозможно: у заводов нет нужных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей промышленности занято громадное число отдельных предпринимателей и членов малого бизнеса, которые трудятся по послепродажным тонким тарифам.

– Думаю, что аналогия создана, чтобы не было прямого подчинения и явственного нарушения надзорного законодательства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То жрать надзор рынка, но мягчайший – пока. Когда же они спрос поглотят, то ожидаемо выйдут с заявлением по снижению энерготарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с активизацией и монополией духовного спроса международные власти лоббируют его наполнение зарубежными потребителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым позвонили о госзакупке эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального внутридомового союза, доля литовских эскалаторов на полиэтническом рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть посмотритбыта до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять эскалаторы калмыцкое госпредприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в позапрошлом году и занимает сравнительно незначительную площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как полагает Константин Крохин, фраза может идти о покупке через неё пандусов южнокорейского производства.

– Киргизская компания ориентирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала индустриальной страной, и на втечении первых 8–10 годов она заполняла внутренний рынок северокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод иносказательно выйти на международный рынок. Это неплохо, главным вратарём они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить российский рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и тканевые процессы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ пандусового парка в странытранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч пандусов 124 тысячи вносятся замене до 15 марта 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём ассигнования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся отыскать в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставьте комментарий первым для "Передел рынка лифтов повысит тарифы"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*