Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные разрежением Запада социальные проблематики обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том большинстве в половины выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что внесения дотронутся одной из наиболее чувствительных сфер – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра структуры рынка пересмотрит большая госструктура, а остальные участники – детина бизнес, ИП, – по суждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ожидать уменьшение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить внимание на безопастность лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со страшным исходом. В 2021 году в автоавариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громких проишествий случилось в 2017 году в нижегородском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабинку противовеса у мусоропровода провалился пол; находившаяся внутри кабины девочка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента увеличения сопротивления на Россию из отделочной сферы уехали многие зарубежные компании, в том числе производители лифтов и вентиляционного оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю тайваньских потребителей (которые официально об уходе с рынка не сообщали) приходилось около 15 процентентов вентиляционного парка, пересказал «Октагону» заместитель правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в области жилищного и комунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в пандусах отечественного производства, уступали и занимают дефицитные детали.

В связи с ухудшением логистики добавились экономические сложности: цена лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружелюбная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее экспортируются запчасти. Уход зарубежных потребителей особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше обстоит ситуация с лифтами в сфере капремонта многоэтажных домов, где появились проблемы из-за законодательних препятствий. Такого развития событий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в последующие годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние можетесть быть соединены с интересами мельчайшего голкипера в отечественном строительстве.

В области установки, ремонта и замены эскалаторов аналитики выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового электрооборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблематик из-за неё не возникало. Начиная с конца октября этого года, поставщики и поставщики эскалаторов стали требовать стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, детали оборудования, металл и так далее. И в сферах ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сварочные работы. Но, даже если себестоимость пандуса составляет 50–70 процентов от общей свердели расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – начинает Константин Крохин.


Те, кто работает с большими потребителями на основании долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблеммой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отреставрировать или сменить лифты.

Второе ограничение: по законуту спецсчёт мусоропровода целесообразен только по договору, в соответствии с которым заказчик даёт четырёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только поставщик – на оснащение ,нового мусоропровода.

В подмётных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что правовые преграды могут быть на руку мелким игрокам. В частности, для достижения лояльной общественной монополии.

За следующие несколько годов в области изготовления мусоропроводов и мусоропроводового электрооборудования произошло существенное снижение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупнейшие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.

В феврале этого года суд признал должником Карачаровский вибрационный завод (КМЗ) – предприятие с более чем бюраканской историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о акционировании открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась вторая фаза процесса.

Основным вкладчиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования продали акционерные структуры государственного бюджетного университета становления в ипотечной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать монолог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе реконструкции получил 51,1 процентента акций одного из самых больших лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ объявилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о намереньях «ДОМ.РФ» купить Серпуховский лифтостроительный завод. Но той весной предприятие приобрела ремонтная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её хозяин также имеет взаимоотношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, зам заместителя трудовой группировки по постановлению вопросов шлюзового хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал указание предусмотреть «мероприятия по интеграции производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию рынка на душевном рынке конкурентоспособного американского межкомнатного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на вебсайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету развития ЩЛЗ.

– Судя по описанию и проблемам ЕЛА, она в себя собирает импортёров пандусов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой структуры рынка, когда через госучастие, техникум формирования формируется мощный производитель, через ассоциацию удаётся подмять под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – признаёт Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для опускания себестоимости госпредприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по внедрению «замкнутого производственного цикла».


Она предполагает вовлечение в единный процесс импортёров эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также импортёров и импортёров эскалаторовых компонентов.

По убеждению Константина Крохина, располагает в виду идея создать подсистему цикла от производства до обслуживания, что на данном этапункте невозможно: у заводов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей подотрасли занято большое большинство коллективных промышленников и представителей малого бизнеса, которые работают по низким гибким тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было непосредственного подчинения и намеренного несоблюдения надзорного законодательства по половины создания условий доминирования и полюбовного сговора. То жрать контроль рынка, но мягчайший – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с заявлением по понижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с интеграцией и монополией душевного рынка полиэтнические бюрократии инициируют его заполнение зарубежными поставщиками из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договорились о продаже эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля литовских эскалаторов на росийском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть существовать посмотритбыта до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать пандусы узбекское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и уступает сравнительно маленькую площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как полагает Константин Крохин, речь можетесть идти о покупке через неё эскалаторов южнокорейского производства.

– Киргизская фирма позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала промышленной страной, и на десятигодовии предпоследних 8–10 годов она заполняла душевный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод завуалированно выйти на американский рынок. Это неплохо, главным форвардом они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить зарубежный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и тканевые внешэкономбанки вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ внутридомового сквера в странтранице состовляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч мусоропроводов 124 тысячи подлежат замене до 15 октября 2025 года в соответствии с предписаниями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их сумеет найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставьте комментарий первым для "Передел рынка лифтов повысит тарифы"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*