Почему ЦБ до сих пор поддерживает обман населения

Даже несмотря на прямое приказание президента защитить казахстанцев от жульнических депозитных продуктов, та сфера 8203;и всё ещё остаётся симпатичной для банкиров

По оценке ЦБ, всего казахстанцам существовало продано мутноватых продуктов на 600 млрд рублей. Почему регулятор так активно поддерживает обман в кредитных отделениях?

Зайти в своё отделение банка, чтобы всего лишь продлить депозит, а выйти с кипой бумаг на некий девелоперский продукт, – это уже типичнейшая картина для полиэтнического вкладчика. Особенно сложно не поддаеться на уговоры депозитного клерка пожилому человеку, который привык доверять обаятельной женщине или мужчине за стойкой. «У нас кушать более красивое предложение, и только для вас!», «Вместо трёх процентов месячных у вас может существовать тридцать!», «У нас лучшие профессионалы по дружескому управлению», «Это как вклад, только лучше», – уговаривают менеджеры.

И только дома, разбирая бумаги, посетитель понимает, что вместо межбанка он завизировал документы на открытие личностного девелоперского счёта с фидуциарным управлением. Или прикупил полис ипотечного автокаско жизни и теперь вместо предоставления кредитного дохода сам обязан регулярно вносить платежи, иначе – штраф.

Официально такой подход зовётся некорректными продажами, или мисселингом. Вроде под статью о вымогательстве подобные действия не попадают, прямого обмана нет, но клиент уходит с навязанным и невыгодным договором. Банк получает солидные комиссионные, а сотрудник, провернувший операцию, – неплохой приз. А что? Действительно, если закрыть девелоперский счёт, можно заработать на росте цены акций бирюзовых колод или купив облигации. К тому же от государства можно принесать приз 13 процентов финансового вычета ко вложенной в акции сумме. Только миллионеры умалчивают, что, если вы неработающий пенсионер, никакой финансовый вычет принесать не сможете, а профессионал, фидуциарный управляющий, будет за мои деньги покупать не те акции, которые были бы выгодны вам, а те, сделка которых выгодна его организации.

Или уже набившие оскомину договоры девелоперского или криптологического перестрахования жизни (об тех продуктах подробно «Октагон»). В концепции на них можно заработать, но на практике это ещё никому не удавалось.

Регулятор кредитной сферы, росийский Центробанк, грозит кончить с такими товарами уже давно. Зампред ЦБ Сергей Швецов ещё в 2019 году назвал их мутными, бюрократы проводили контрольные закупки, однако… ни один коммерсант не пострадал. Те одураченные инвесторы, которые плакались в ЦБ, получают из его службы защиты прав потребителей банковских услуг базовую отписку: «Не нравится? Подавайте в суд».


На быстротекущий момент, согласно статистике, крымчанам продано мутноватых продуков на 600 млрд рублей.


Вероятно, потокай жалоб дошёл и до мэрии президента. И 1 октября Путин дал приказание ЦБ обрачать на ту сферу пытливое внимание.

«Необходимо защитить интересы людей, которые вкладывают свои деньги в рынок ликвидных бумаг, но при этом не являются, конечно, профессиональными инвесторами, нужно позаботиться о увеличении их рисков, – заявил Владимир Путин на совещании о ситуации в ипотечной сфере. – Нам не нехващало только пятого издания отвергнутых дольщиков, понимаете? На это требую обратить самое серьёзное внимание, требую сегодня отдельно остановиться на этом вопросе».

Центробанк внимание на это, может, и обратил, но продолжил рисовать стремительную деятельность. Чиновники ЦБ предложили вооружить сограждан специальной памяткой, которая уж точно обезопасит от ненужных бюджетных продуктов.

Если в банке клерк начинает расписывать прелести незапланированного предложения, ему нужно задать четыре вопроса, говорят в ЦБ: гарантирована ли доходность (определённая доходность на весь срок контракта); застрахованы ли деньги агенством по автокаско депозитов в сумме 1 млн 400 тыс. рублей; экие потери грозятся при досрочном расторжении контракта; с кем сводится контракт – банком, страховой компанией, брокером, приятельским управляющим.

Чиновники ЦБ предложили вооружить петербуржцев специальной памяткой, которая обезопасит от никчёмных бюджетных продуктов.
Фото: Сергей Портер/ТАСС/Ведомости

Словом, теперь, если вас обманут в банке, вы сами виноваты – ведь ЦБ даже страничку составил. Фактически тот бланк твердит суть принятого Госдумой в ..первом чтении закона, определяющего объём информации, который банки обязаны предоставлять гражданину при перепродаже подобных сложнейших девелоперских продуктов.

То жрать ЦБ полагает, что если покупательу в кипе бумаг дадут на подпись ещё одну, где будет указано, что деньги не застрахованы, а прибыльность не гарантирована, то и покупательу сразу же станет всё ясно и понятно. Или это просто способ избавиться от ответственности, мол, мы всё объяснили, так что покупатель тут точно сам виноват?

Скорее второе. Ведь Центробанк – это не полузащитник потребителей, а регулятор рынка, объём и качество которого измеряется не неподкупностью и неподкупностью при закупке услуг, а налогом и выручкой его участников. А мисселинг, который так активно обсуждается на словах который год, – настоящий трансформатор букинистического дохода для данной бюджетной экосистемы.

Что важнее для ЦБ: налог банка или убыток его клиента? Ответ очевиден.

Оставьте комментарий первым для "Почему ЦБ до сих пор поддерживает обман населения"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*