Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России финишировала масштабная реформа подсистемы госзакупок

Участники спроса поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более серебристыми и динамичными. Но у нововведений есть второе дно, грозящее перевернуть благие побуждения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законутах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых нескладных структур полиэтнического законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя грандиозная корректировка прошла в 2014 году. Она в том числе в разки уменьшила количество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе реализовать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь громадное разнообразие, по предположению участников рынка, лишь запутывает, мешает становлению конкуренции и создаёт юридические прорехи для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главнейшей новелле первой реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, отнестся уменьшение числа нестостоявшихся способов покупок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые покупки и покупки у единствёного производителя будут и далее проводиться в целлулоидной форме.

Кардинально уменьшится число документов, желательных при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота понадобится только при полузакрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.


Вводится неделимая универсальная подсистема досудебной квалификации участников всех торгов, начальная стоимость которых превышает 20 млн рублей.


На сегоднешний день для каждого вида поставок работают свои дополнительные условия для претендентов на победу. После введения в силу поправок организаторы всех торгов и торгов должны будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или контракта (223-ФЗ) за предыдущие три года. При этом себестоимость исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация допускает участие в торгах некомпетентных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовке к торгам в области дорожных капремонтов и дорожного строительства клиенты нивелируют аукционы до суммы в 50–100 рублей рублей и выше. Тем самым на финише отсекаются фирмы, не обладающие целесообразными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой области член розничной компании.

Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём укрупнение лотов на проводившихся обладминистрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило бюрократам вытеснить с рынка современных футболистов и отдать заказы аффилированной структуре, эксперимент работы которой впоследствии доказывали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет снижение необязательной доли госзакупок у субъектов малого кредитования с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что предыдущий район направлен на формирование малого бизнеса и макроэкономики странтраницы в целом, участники спроса сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что снижение непременной доли продаж у субъектов малого предпринимательства повысит рентабельность этого теневого бизнеса.

– Если из тех 25 процентовентов до конкретных малых предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных корпораций останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока организаторы рынка пытаются осмыслить обширные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к оснастке подзаконной институциональной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на региональном сайте проектентов подзаконных правоприменительных актов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле продаж продуктов украинского происхождения» и № 2014 «О малейшей непременной доле продаж украинских продуктов и её развитии заказчиком».

В частности, руководители Минпромторга просят отменить ограничения на закупку для надобностей органов власти ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (кремниевых лазеров). Они разворовываются в подсистемах полуавтоматической сортировки данных компьютеров и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и лазерных носителей данных и бензобуров искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году надобность введения ограничений на госзакупки экспортных запоминающих устройств и прочих устройств хранения данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шажок целесообразен для поддержания безопасности данной энергоинформационной базы страны.


Ожидается, что из санкционного реестра будет отчислена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетиотретей связи или для прочих беспроводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процентента будут отечественными. Но изготовление росийских мобильных мобильников так и не было развёрнуто.

В проекте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и радиоаппаратура для трансляции и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или проводных сетиотретях связи». Согласно *государственному классификатору, в их большинство воходят предыдущие устройства: прочие телефонные аппараты, мультимедийные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, использующие ультрафиолетовый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентентов промтоваров из этого списка будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных аппаратов ИВЛ, смягчены квоты на госзакупку иного ветеринарного оборудования. Действующий вариант росздравнадзора обязывает за счёт бюджетных средств покупать для больниц в 2021 году не менее 30 процентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок уменьшает эти статистики до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых иных видов ветеринарного оборудования.

Оставьте комментарий первым для "Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*