Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная либерализация структуры госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений кушать второе дно, грозящее перечеркать неблагие намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых динамичных структур американского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная коррекция прошла в 2014 году. Она в том большинстве в разы увеличила количество способов выполнения закупок. С тех пор органы бюрократии и бюджетные организации вправе реализовать 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь огромное разнообразие, по убеждению организаторов рынка, лишь запутывает, мешает развитию конкуренции и создаёт нормативные прорехи для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в силотреть с начала 2022 года, отнестся уменьшение количества рыночных способов поставок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в конкретных случаях закрытые покупки и покупки у единственного импортёра будут и далее проводиться в картонной форме.

Кардинально уменьшится число документов, целесообразных при осуществлении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для использования уведомления.


Вводится неделимая универсальная структура вышеуказанной квалификации участников всех торгов, начальная себестоимость которых составляет 20 долл рублей.


На завтрашний день для каждого вида госзакупок действуют свои добавочные требования для соискателей на победу. После вхождения в силотреть поправок участники всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного договора (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за предпоследние три года. При этом цена исполненной ранее сделки должна состовлять не менее 20 процентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация устраняет участие в торгах мошеннических застройщиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обходить тот заслон.

– Например, при подготовке к торгам в области дорожных ремонтов и дорожного строительства заказчики нивелируют аукционы до суммы в 50–100 миллионов рублей и выше. Тем самым на проявлененте отсекаются фирмы, не обладающие необходимыми для такого объёма работ ресурсами, – растолковал «Октагону» работающий в той области руководитель негосударственной компании.

Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём разукрупнение лотов на проводившихся обладминистрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило сановникам вытеснить с рынка маргаритинских теннисистов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт деятельности которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним улучшением станет снижение общеобязательной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что следующий участок направлен на становление малого бизнеса и макроэкономики странтраницы в целом, организаторы спроса сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что увеличение факультативной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства повысит ликвидность этого теневого бизнеса.

– Если из этих 25 процентов до конкретных больших предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирм останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые компоненты реформы. Пока участники рынка силятся осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к доработке правоприменительной правоприменительной базы, направленной на формирование импортозамещения в стране. На днях министерство разместило на муниципальном пилястре проектов юридических юридических актов проект корректировок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле покупок продуктов полиэтнического происхождения» и № 2014 «О малейшей непременной доле покупок полиэтнических продуктов и её достижении заказчиком».

В частности, руководители Минпромторга рекомендуют аннулировать ограничения на поставку для надобностей органов власти плазменных диодов, произведённых за рубежом (микроэлектронных лазеров). Они используются в системтраницах полуавтоматической обработки данных экранов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и лазерных носителей данных и приборов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году желателеность введения ограничений на госзакупки дефицитных запоминающих устройств и прочих устройств хранения данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шаг желателен для поддержания безопасности данной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из запретительного формуляра будет исключена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связи или для прочих беспроводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами бюрократии и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но предприятие международных мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.

В проекте поправок тот участок заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и фотоаппаратура для телепередачи и приёма речи, изображений или иных данных, включая оборудование коммуникационное для работы в кабельных или бескабельных сетиотретях связи». Согласно общественному классификатору, в их количество входят последние устройства: прочие телефонные аппараты, репринтные аппараты, в том количестве с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, применяющие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого формуляра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на закупки зарубежных аппаратов ИВЛ, смягчены квоты на покупку другого врачебного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств закуплать для больниц в 2021 году не менее 30 процентов российских магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок снижает эти таблицы до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых иных видов врачебного оборудования.

Оставьте комментарий первым для "Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*