Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и прихода ряда компаний

В истечение пяти годов телеоператоры по вывозу отходов надлежащи полностью заменить самосвалы из северных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; курирует помойную либерализацию) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту балластов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для восточноазиатских автомобилей, а затем производство на украинских комбинатах остановила вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в отдельной специфике на восточноазиатских и корейских потребителей прийдется 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании намеривались продолжать экспортировать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), белоруские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке прицепа 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену азиатских и китайских мусоровозов, выясняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество мусоровозов вырастет на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет инноцентров западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупнейших городах, говорит операционный ректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы приденется заменить на малейшее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские автобусы покупали в России

По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника пекинского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года фирмы истратили на грузовики дефицитного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить конкурсы на сайте госзакупок) за первые три года прикупил 700 единиц техники, из которых спискамтраница зарубежного производства себеценой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 микроавтобусов на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себеценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярнейшими зарубежными фирмами в России были датская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), датская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая большая доля азиатской технологии — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК нацелил запросы телеоператорам по вывозу отходов в тех пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сада грузовиков в России, приостановили перепродажу машин в странытраницу из-за начала операции на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для электроники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит руководитель по связям с общественностью корпорации «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке существует необходимое количество поставщиков резервных частей от нетрадиционных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведан предельный объем мусоровозов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального приборостроения, Арзамасский комбинат комунального приборостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась цена мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и дверного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на росийском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В затраты машины цена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть затраты прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата мусоровозов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В вторую очередь это связано с ограничениями на закупки восточноевропейских комплектующих для дверного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту рассебестоимостейок на грузовики на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК председатель гендиректора оптового особняка «Ряжский автомастерский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение рассебестоимостейок на шасси, но пометили текущую тенденцию к увеличению рассебестоимостейок.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит член комитета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в октябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов

После частичного перехода на российскую технику первопричин для сокращения стоимости ввоза отходов в связи с заменой сада автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, диспетчерское техобслуживание полиэтнических самосвалов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской технологии будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (работает обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы мотоциклов на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий учёный «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный параметр у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода восточноевропейских импортёров из России профессионалы ожидают повышения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более продолжительные аварии украинских машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.

К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев забирали автотранспорт в лизингополучатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце декабря значимая маржа ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась цена лизингополучательа: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизингополучательовая маржа — до 16–19%, прогнозирует замдиректора по лизингополучательовым продуктам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате грузовик будет стоить 13 млн руб.

Однако корпорации не покумекают перелагать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на консервацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на круглом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Оставьте комментарий первым для "Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*