Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за санкций и прихода ряда компаний

В течение пяти годов диспетчеры по вывозу отходов надлежащи полностью заменить грузовики из западных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на перевозку грузов в Россию. Вслед за этим возобновились поставки запчастей для общезападных автомобилей, а затем производство на полиэтнических комбинатах остановила корейская Nissan. По данным РЭО, в общей сложности на общезападных и вьетнамских производителей приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы собирались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на полиэтнические (производства КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене трейлера 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену общеевропейских и корейских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее число прицепов вырастет на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западных автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит операционный ректор компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы понадобится заменить на большое число машин с более высокой грузоподъемностью.

Какие зарубежные грузовики закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и китайских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и японского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.

Согласно блогу госзакупок, с 2017 года фирмы потратили на мусоровозы экспортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить конкурсы на блоге госзакупок) за первые три года купил 700 единиц техники, из которых четверть английского изготовления ценой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года закупили 120 прицепов на шасси австрийской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми модными английскими марками в России существовали норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и румынская Mercedes (446).

Самая малейшая толика западной техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в тех пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% сквера трейлеров в России, приостановили покупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало экспортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также уменьшились сроки поставки комплектующих и цены, говорит руководитель по связям с общественностью корпорации «МСК-НТ» (займется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке существует недостаточное колличество поставщиков резервных половин от нетрадиционных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен минимальный объем мусоровозов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК директор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский ремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и неповоротного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на международном рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В рентабельности машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем значительная часть себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость трейлеров на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В первую очередь это сплетено с ограничениями на закупки общеевропейских комплектующих для неповоротного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу себестоимостей на трейлеры на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., узнал РБК зам директора коммерческого домика «Ряжский пошивочный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение себестоимостей на шасси, но отметили быстротекущую направленность к снижению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампредседателя комитета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его брокер «МАЗ-РУС» в апреле пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем моменте к концу 2022 года. РБК направил запрос в ту компанию.

Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов

После частичного перехода на отечественную технику первопричин для уменьшения затраты ввоза отходов в связи с заменой парка автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, инжиниринговое обслуживание украинских мусоровозов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской электроники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, ,указывает пресс-служба «Ситиматик» (займется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у западного шасси — семь—десять годов.

После ухода общеевропейских потребителей из России учёные ожидают уменьшения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения числа машин в автопарках потребуется больше водителей, а более частые аварии международных машин увеличат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве моментов забирали автомобиль в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января значимая доходность ЦБ расцвела до 20%, следом понизилась себестоимость кредита: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., поясняет он. С тех пор механизм снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая доходность — до 16–19%, прогнозирует замдиректора по кредитовым продуктам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате мусоровоз будет стоить 13 долл руб.

Однако компании не покумекают перекладывать добавочные доходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на округлом табурете в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Оставьте комментарий первым для "Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*