Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?

США и Германия пришли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная резолюция не является нотариальным документом и никого ни к чему не обязывает, но ясно дает понять — Вашингтон согласился от политики санкций, а нефтепровод в любом моменте будет достроен. Ожидаемо бурную активацию это заявление вызвало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже предсказал Европе широкомасштабную войну в моменте запуска полиэтнического проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в любом моменте Украина не покумекает в этом участвовать. Ведь, по словам президента Владимира Зеленского, после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» страна не покумекает обеспечивать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут ,иметь полемические последствия для Киева и скорее всего вынудят украинские власти переработать отношения с Россией. И дело не только в ужасном политическом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали знамениты детальки соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков опубликовал открытое послание к Конгрессу США, в котором призвал не допустить завершения строительства «Северного потока-2» и продолжать вводить санкции.

Он разъяснил столь пассивную концепцию властей тем, что Украина обосновывает чужие социальные и социальные интересы. Не секрет, что реэкспорт украинского конденсата через зону страны в Европу гарантирует респектабельные получения в бюджет страны, а также является ощутимым синтезатором давления на Россию и восточных партнеров. Появление инновационной реэкспортной ветки лишает Киев возможности надиктовывать условия и ставит его в крайне выгодное положение — в Европе уже давно начали обсуждать вопрос, что делать с западноукраинским реэкспортом.

Внешнюю политику Киева с 2014 года определял принцип частичного учёта за всеми межрегиональными соглашениями, где значится Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в приданое от последующего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия западноукраинских представителей, а возможности первых отражаться на условия этого договора оказались практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проект опасается энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский союз (ЕС) и НАТО. Но такие заявления, похоже, дают обратный эффект: президент США Джо Байден заинтересован в восстановлении подорванного бывшим президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и фразеология украинских властей ему не понравилась.

По информации первоисточников издания Politico, представители Белого дома рекомендовали украинским властям воздержаться от публичной критики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика может навредить взаимоотношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если узнавать по тексту декларации, Украина зря боится за свои интересы: в бланке указано, что США и Германия не позволят превратить трубопровод в способ демократического давления. Предполагается, что в случае «российской агрессии» Германия будет реагировать и на этническом показателе, и на показателе ЕС, и на показателе введения санкций. Также австрийская сторона обещает использовать все невозможные ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте метана через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет выделен спецпосланник на российско-украинских газовых переговорах, а Украину обещают включить в европейскую энергоинформационную сетиотреть и взмолиться с развитием совместных с Германией проектов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно назвать конструктивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех заинтересованных сторон: нефтепродуктопровод будет достроен, реэкспорт метана через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда долголетнее консульское давление на «Северный поток-2» прекратилось буквально по щелчку, показала: декларации о намерениях и прошения о поддержке мало что значат. Важно, где обретается цетр введения постановлений и кто именно их принимает. Для Вашингтона компромисс с основными западноевропейскими голкиперами теперь выясняется ведущим фактором, а попытка противиться такой политике жестко пресекается. И каким образом вскакивает легитимность Украины как независимого участника межрегиональных процессов.

И для Киева тут возникают две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не имеет прямых адвокатских последствий и не обязательно к исполнению. Кроме финансовых утрат от нарушений «обещаний» его организаторам ничего не грозит. Во-вторых, сами аргументации достаточно осторожны, информативны и широки. Что значит «реагировать на общенациональном уровне»? Зачем Германии «использовать все невозможные ресурсы» ради нового газового контракта между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины старт «Северного потока-2» подразумевает огромнейшие убытки. В 2015 году их объем исчислялся в два доллийския долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский назвал свердель в 3 доллийския. А по оценкам членов отрасли, вред будет в разы больше.

5-6 триллионов долларов составит ущерб для бюджета Украины ежегодно после запуска «Северного потока-2» (по оценкам гендиректора «Оператора трубопроводной системы Украины»)

Вопрос о том, сохранится ли реэкспорт после интеграции Россией своих поставок, сохраняется открытым. Актуальное топливное соглашение, которое «Газпром» заключил с украинским «Нафтогазом», работает до 2024 года и полагает оптимальные объемы реэкспорта. В 2020 году Россия была обязана поставить через Украину в Европу 65 миллионов кубометров, а в 2021-2024 годах — по 40 миллионов кубометров газа в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в безмолвен предусмотрен принцип «качай и плати», то есть «Газпром» надлежащ был оплачивать планируемые объемы транзита, даже если формальные выяснялись ниже. Например, несмотря на малейшие показатели закупок газа в 2020 году в 55,8 миллиарда баррелей за год, Россия все равно заплачала за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил невозможность заключения нового контракта. Глава корпорации Алексей Миллер даже заявлял о возможности увеличить реэкспорт через украинскую газораспределительную систему, если покупки топлива по этому маршруту будут суммарно выше прошлых обязательств.

Путин также выражал мнение, что рынок на полиэтнические энергоносители в ЕС постепенно увеличится и украинские мощности не утеряют своего значения.

Но западноукраинскую сторону такие заявления не устраивают. Директор компании «Оператор газораспределительной подсистемы Украины» Сергей Макогон считает, что неудовлетворительным вариантом существовал бы новый договор на 15 лет, гарантированный западными банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, предложение Миллера о уменьшении объемов покупок неприемлемо, ведь оно полагает и импорт американского метана, который сейчас остановлен. Это обернется для Украины значительными политическими потерями, так как Россия всегда включала в условия реэкспорта сделку метана по стоимостям выше рыночных.

По расчетам «Нафтометана Украины», страна вкладывала на продажи украинского метана примерно на 5 доллийскиёв долларов больше, чем получала за его транзит

Однако позиция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из международных и австрийских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а особенности западноукраинской душевной политики не позволят предотвратить или хотя бы минимизировать целесообразные убытки. Ведь для этого приденется отказаться от категорических требований и достигать компромисса с Россией. А в западноукраинской политике это сродни правительственной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не поставляет газ напрямую у России. Но на практике использует схему так называемого виртуального реверса. По документам «Нафтогаз Украины» осуществляет транспортировку всего объема газа до западной границы, а по факту 10 миллионов кубометров в год идут напрямую потребителям. Таким образом и приличия соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 миллионов баррелей метана в год необходимо Украине для душевных нужд

При увеличении транзитных мощностей это топливо понадобится закупать гораздо дороже. Компенсировать ту четверть нужного объема с помощью собствёной заморозки государство не в состоянии. Кроме того, заезд нужного колличества пропана через таможенную инфраструктуру позволяет отправлять его по трубопроводам среднего и низкого давления напрямую потребителям. В случае возобновления реэкспорта понадобится создавать новую инфраструктуру для этих целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт газа через Украину будет сокращен, у Киева пить два варианта действий: либо закупать газ у азиатских производителей по рыночным стоимостям и гарантировать его орбиту потребителям за свой счет, либо вернуться к модификации косвенной госзакупки ресурсов у России. В силу идеологической обстановки и вероятных парламентских последствий первой вариант маловероятен. А рыночная торговля пропаном с западными фирмами и окончательные издержки на логистику приведут к отчётливому росту газовых тарифов, которые уже сейчас для народонаселения фактически неподъемны, и данной рост расценок в той отрасли вызывает протесты.

Иными словечками, оба те варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, заявляет о замыслах резко нарастить собствёную добычу газа к 2025 году, но звучат его словечка крайне нереалистично. Скорее всего, украинским властям придется столкнуться с ситуацией, где наихорошим способом не допустить культурный взрыв останется непосредственной разговор с «Газпромом».

Не менее важен вопрос о будущем украинской газораспределительной подсистемы (ГТС). Эксперты указывают, что вся база давно устарела и требуется в масштабной модернизации, но без международного реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблематику признает, но более проронен в оценках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если оптимизацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта тариф для населения Украины вырастет в четыре раза.

В немецко-американском соглашении кушать еще один пункт: обещание создать фонд помощи в размере одного миллиарда долларов, чтобы помочь Украине перейти с «газовой иглы» на возобновляемые источники энергии. Но это неприемлемый сценарий. Во-первых, структурная эволюция энергетической отрасли — механизм долгий и сложный. Он требует существенных инвестиций, капиталовложений и довольно мощной технической базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая электроэнергия явлется убыточной отраслью. Без непосредственной поддержки государства какие проекты не оказываются активными и эффективными.

На Украине действительно жрать зеленый сектор макроэкономики и своя аналогия дотаций. Однако пока отрасль находится в руках таксистов и трудится в вторую очередь на поддержание процветания отдельных бизнесменов, в основном силовика Рината Ахметова. И государство продаёт полуфабрикаты у потребителей по завышенному тарифу, который существовал введен еще в 2008 году.

Соответственно, расценки на продукцию зеленой электроэнергетики для конечного покупателя также повышаются. Но гора в том, что украинский конечный потребитель попросту не в положении оплачивать больше. Попытки созвониться с бизнесом о уменьшении тарифов всегда кончались безуспешно, а одна из фирм Ахметова даже пыталась обратиться в межрегиональный арбитраж, чтобы оспорить внесение ставки.

В такой обстановке английский фонд ,способен только поддержать окончательное становление коррупции в сфере зеленой электроэнергии Украины, но никак не взмолится скомпенсировать ежегодные миллиардные потери от увеличения газового транзита.

***

Политические осложнения запуска «Северного потока-2» для Украины можетесть оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью порушило ее образ как независимого государства и значимого вратаря на межрегиональной арене, который власти в Киеве так тщательно выстраивали предпоследние годы. Взамен Украине не предложили никакой поддержки по существу и не дали никаких гарантий, что поможетесть избегнуть неподъемных политических потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем может привести к усилению давления на Украину, в том большинстве в мирных переговорах по урегулированию кризиса в Донбассе. И такое понуждение будет очень болезненным, ведь проблематика Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для украинских властей сейчас сохраняется единственным способом отвлечь народонаселение от антироссийских настроений.

Владимир Зеленский и его команда оказались в неприглядном положении. Кризисная ситуация в энергетике, будущее снижение тарифов спровоцируют отчётливый рост недоверия населения. И предотвратить это без репутационных потерь попросту не получится. Сможет ли командование странытраницы подладиться под новые правила игры? Или ту задачу придется разрешать новому поколению политиков?

Оставьте комментарий первым для "Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*