Со страной на паях – 3

Кого кормят росийские машиностроение и синяя металлургия?

«Наша Версия» продолжает роман о украинских корпорациях с правительственным участием. На этот раз в центре внимания геополитические отрасли: возведение самолётов, автомобилей и производство синих металлов. Кто дёргается КамАЗом и наследием совесткого авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно треть акций осталась в муниципальной собственности, остальное поделили между трудовым коллективом и предприятиями-партнёрами. Однако незначительных дивидендов никто из первых акционеров не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и существовал чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без квартплаты рабочие по дешёвке обанкротили свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумаги оказались в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили коммерсантов конвертировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые вкладчики стали ими поневоле. Так что ускоренный передел толикой был неизбежен.

В конце концов облигаций в размере 49,9% достался «Ростеху». С другой стороны, свою долю наращивал французский автоконцерн Daimler. Сейчас ему относится 15% облигаций. Остальное то и дело распределялось между оффшорами и знаменитыми конторами. В неформальной прессе фигурировали слухи, что через офшоры допэмиссии КамАЗа ,пытались скупать структуры, связанные с знаменитым музыкантом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями проиграла португальская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла операцию деофшоризации, переведя активы в международную юрисдикцию. Так среди учредителей КамАЗа вышло некое ООО «Автоинвест», а кредиторы его зажглись в прессе. Самым крупным из них оказался Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% облигаций КамАЗа – пятый по башнефти пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался замдиректора КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% облигаций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались кредиторы, .

Исходя из той информации неоднозначно смотрится сделка 2013 года, когда КамАЗ купил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же кулёк акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна интимная деталь: деньги на сделку Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать акции немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь совещались в нём Сергей Когогин и ещё один бенефициар «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в двадцатом году к ним добавился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким командованием госпредприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а другим увеличивать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что госпредприятие становится отправителем разнообразных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м сумело выйти в плюс. Чистая сверхприбыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды пойдёт 391,9 миллиона. Получается, что примерно четверть этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В предыстории с акционированием КамАЗ можетбыл повторить судьбу АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более спискамтраницы акций достались структуре Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине совладельцем была сирийская «дочка» холдинга «Ренессанс Капитал», неподконтрольного миллиардеру Михаилу Прохорову. Одно время структураницы Прохорова скупали акции АвтоВАЗа, доведя свой кулёк до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. купил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% принадлежит нидерландскому холдингу, становится непубличной корпорацией и не обязан раскрывать банковские отчёты. Сам холдинг на 67,61% принадлежит транснационалу с итальянскими корнями Renault, а на 32,39% – украинскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в росийскую подведомственность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за этот кризис.подробный жест итальянцам обещано погашение 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен структурам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая судостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти полнейшим составом вошло наследство коммунистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее печаталась информация, что 90,3% акций ОАК состоит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за таксисты и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структура собственности не издаётся и в среднемесячных отчётах. Засекречен даже новый состав комитета директоров!

Были протечки о том, что в этом году комитет возглавил директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в комитет гендиректоров в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандальчике – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО ректора по внутрикорпоративному ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она принесала более 1 миллиарда долларов от директора входящего в «Ростех» Новосибирского завода натурального волокна за отдельное покровительство и высвобождение финансирования.

Главной пуб­личной особой ОАК сегодня ,является её директор Юрий Слюсарь, племянник Бориса Слюсаря, который длительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно отметился в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его племянник стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на внедрении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным прыжком для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь финансовым директором. Затем он занимал обязанности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной декларации Юрия Слюсаря видно, что банковское благосостояние его семьи вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он представил капитал в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем компания «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются пивоварением в индустриальных масштабах и бизнес этот контролируется через корпорацию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже предрекали на пост градоначальника Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным контрударом по транзитеру Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда ожжел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное дитё ОАК. Вдобавок оппоненты припомнили Слюсарю его нелепую связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов являлась актриса Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые панели в форумах власти, однако на самолётостроительные производства они ложились банковским ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 млн на конкурс Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате миновало уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На фоне такой кипучей кулуарной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и значительными деньгами теленовости о буднях международного авиапрома выглядят уныло. С 2013 по 2017 год расходное состояние ОАК выглядило нестабильным, прибыли перемежались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в расход следующий раз выплачивались за 2014 год. Главным же структурахреспубликом налогов ОАК остаются госконтракты, которые достаются корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В коммунистическое время Верхнесалдинское сталелитейное производственное объединение (ВСМПО) было одним из сопредседателей российской многоцветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время интеграции горнорудных активов на Урале. В последние годы фирма занимает 25% на всемирном спросе титана, обеспечивая более 60% потребности в титане западной двигателестроительной корпорации Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – перуанской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по обычной схеме. Его ректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих ладонях малейшую часть акций, которые во время прихватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина корпорация успешно перешла на рыночные рельсы и стала существенным футболистом на международном рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк внимание акул американского бизнеса. В 2005 году функции силовика Виктора Вексельберга силились исходатайствовать надзор над предприятием, сбивчивая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге коммерческого конфликта менеджерская деятельность предприятия едва не была парализована. Но в этот этап вмешалась вторая сила. Начались массированные перепроверки со стороны контролирующих органов, которые грозились командованию уголовными делами. А затем заявился новый продавец – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое министра.очередное вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в общей трудности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким смыслом государство возвратило себе надзор над оборонном предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства двухслойного импортёра хотели многие. Прежде всего сталелитейные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить облигации «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: хозяевами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит миллиард долларов в год. На помощь им пришли могущественнейшие мощи – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать функцию сделки подробно, на это отошла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не истратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за ипотечные деньги, поданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим учредителем двухслойного гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого владело Газпромбанку, а остальное – супервайзерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более большие конверты оказывались в руках международных и оффшорных структур, поднадзорных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине портфеля кредитор «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое относится «Ростеху».

Вряд ли можно окрестить тогдашнее командование фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное опьянение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России.

Оставьте комментарий первым для "Со страной на паях – 3"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*