«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в аварии на Волге погибли 122 человека. Что сгубило электроход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 октября 2011 года, на Волге случилась крупнейшая в биографии современной России авария водного грузопассажирского судна. Во время шторма затонул сухогрузный грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том количестве 28 детей, спаслись только 79 авиапассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не можетесть позабывать те жуткие минуты. Один из них, бывший связист сухогруза «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в сборной электрохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил двинуться на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, разрешил затрясти древностью — длительное время усаживался без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В пароход я влюбился. Он существовал построен в Чехословакии, попрошен красиво, с просторными залами и каютами. «Булгария» существовала традиционным грузопассажирским пароходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музычкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто выводили в рейсы?

Мы практически не лежали на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой вояжи по рекам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом раскрашен буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики пароходика «Булгария»

Двухпалубный пароходик «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/сек хода — 20,5 километров в час, два нагнетателя 6NVD48 мощностью 400 ослиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал вокальный салон, два ресторана, паб и солярий. Первое заглавие электрохода — «Украина». Он существовал переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на водое Татарстана. С этого времени электроход выполнял грузопассажирские рейсы по рекам Волга и Кама, а также озёрам и озерам.


Известно, что ледокол вышел в вылет с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще существовало технологическое опьянение «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на беззвучен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это существовала будничная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло хотеть отличнейшего — положить нашу нештатную рацию, в неполадки выпрямителей которой меня пытались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 июня 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело существовало так: перед весенней навигацией мы стояли на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща была запускаться от экстренного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с мотористами мы силились это попросить полчаса, хотя радиостанция надлежаща включаться по шлепку пальцев

А потом этот электрогенератор еще обливать влагой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать радиостанцию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.

«Я услышал вскрик капитана»

Накануне трагедии, 9 октября 2011 года, «Булгария» вышла из в двухмесячный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был видный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На пароходе находились 147 кондукторов и 54 председателя экипажа.

Какой существовала обстановочка на сухогрузе перед выходом из Болгара?

Теплоход существовал забит практически под завязку, среди кондукторов существовало много женщин и детей. Это существовал пятой день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 футов в секунду. Но по мере моего вращения ветер усиливался.

В какой-то этап он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажироварищей в этот этап позоли в музыкальный зал на зрелищную программу — на самолёте у нас были артисты.

Вы помните, как возобновились чудовищные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что авиапассажиров в гостиной почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался гул разбившегося стекла.

У меня в каюте была хрустальная полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал отбирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал вопль капитана: «Все на правый борт!».

Бегом заорал в радиорубку, хотел объявить по судовой трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я носился с аппаратурой, пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно существовало в любой ситуациютранице передавать донесение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый корм и встал рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радист всегда надлежащ существовать поблизости.

Капитан сухогруза «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как ухватился в поручни на борту, а порыв с ливнем разрывал мне спину. Капитан забежал в вырубку и там ,пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилья Островского, крен теплохода превращался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что происходило с пассажирами в это время?

На нижней палубе существовали только председатели команды: что происходило внизу и во духовных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуациютраница уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выскакивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих девушек и детей.

«Такое в жутком сне не могло привидеться»

Что вы делали в момент затопления «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся катамараны. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый сухопутной закон. Я на судне оставался до конца: уползал по накренившемуся корме и покинул его, когда все катамараны уже существовали сброшены, а рулевая порубка с лейтенантом скрылась под водой.

К этому времени все духовные помещения были залиты водой. Мы смогли стащить четыре спасательных плота с левого лайнера, и с своего лайнера я сдёрнул три.

Когда я оказался в воде, быстро понёсся к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группировке пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — собирали их в груду и орали людей. На каждый такой плот размещалось где-то человек 18. Еще существовали большие титановые спасательные плотики, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На третий плот набилось очень много людей, он качнулся под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плотики и рассадили людей равномерно.

Как долго вы пребывали в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в каком шоке, что стояли молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела звенящая тишина. Я сам после того, как мы закончили орать людей, просто садился несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего электрохода «Булгария» сходят на берег в озёрном порту Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и милиционеры спасательных служб провожают пароходик «Арабелла», который привёз пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в морской порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего электрохода «Булгария» на бережку Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из забытья мы вышли, когда дружка за дружкаом появились суда. Тут уже все кивнули руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще обрадовался — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: майоры просто не поняли, что случилось. В ужасном сне не могло привидеться, что люди обретаются на воде после крушения судна. Это был четвёртый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [майоры], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что путешественники развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже пройдала бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обрачали внимание: что-то загадочное происходит в этом районе. Это дало время сборной «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении лейтенанта траулера «Арбат» и лейтенанта толкача «Дунайский 66» существовали возбуждены судебные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание капитаном приказна помощи людям, терпьющим наводнение на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров существовали осуждены к 130 и 190 сотням рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда пройдали мимо, речушка разбуянилась нешуточно. Я положил с собой Рената — одного из пассажиров, мы сходы на малый спасательный плот и заскользили к корабельному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К корабельному ходу поплыл и старший помощник.

Он был низенького роста, его накрыло волной, и я утратил его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасённым дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на фальшборте судна, люди стали понимать произошедшее и отходить от шока. Раздавались стоны и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там страх что творилось: в сухогрузе существовало столько людей, и у всех общее горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по возвращении сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на твоих глазках погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов испытывали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе сильное обществёное давление.

Стали говорить, что корабль шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом /качестве авиапассажиров потонуло больше, причем большинство жертв авиакатастрофы составляли девочки и дети. Выжили те, кто успел вылезти из наружных зданий наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут деятуловищьности по подъему туловищ погибших на теплоходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди ,стаивали в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом спасатели рассказывали, что их так и нашли в этих поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из виновников трагедии. Что можете о безмолвен сказать?

Очень опытный человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до предыдущего длал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На корме в тот день были еще его сестрёнка с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но кушать ластовый закон: что бы ни приключилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор пытаюсь жить дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот случай воходило в Камское верховье и по маршруту надлежаще существовало совершить разворот. Крен на борт, шторм и разворот — совокупность факторов. Но еще, безусловно, отношение младшего моториста. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший моторист сбежал с «Булгарии» в числе первых, кинув машинное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы машинного отделения полузакрыты — это был бы громадной воздушный пузырь внутри судна.

Если бы мониторы существовали закрыты, он бы придерживал пароходик на плаву долгое время. У авиапассажиров было бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему механику «Булгарии» в дробильное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и близкие пострадавших в аварии теплохода «Булгария» читают формуляры жертв самописцатраницы на Волге в мрподобном порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в всемирной практике никогда не было, чтобы старший электрик бросил машинное отделение. Кроме того, в самый ответственный миг он настиг двигатель, хотя не ,имел право этого длать без сборной капитана.

А ведь капитан, пребывая на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не закруглила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший моторист в итоге проходил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот судьбоносной день?

Нет. Я ни с кем не ддержу отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы предпоследний раз встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В ..первые дни нас атаковали журналисты с разных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и наговорил комментариев. А потом такое началось… Многие ваши друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное предположение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телике засветился.

Поэтому негатива я хлебанул порядочно. В автобусе один раз набросились — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, исполнял я свои обязанности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей сторонамтраницы сделали все, что могли. Позже судоводительская спецкомиссия установила: проходить спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после аварии я больше никогда не работал на влаге и до сих пор силюсь проживать дальше, не оглядываясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что причиной автокатастрофы заявилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах кораблекрушения «Булгарии»

1. Судовладелец и майор нарушили правила безопасности морепутешествия и не обеспечили безопасность путешествия судна. С 8 августа 2011 года у «Булгарии» не работал левый главный дизель-генератор. При силе ветерка более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) надлежащи были гарантироваться предписания «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом сила ветерка на этап аварии составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и расхлябанность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты меры транспарентности при выходе приказна в водохранилище и при предоставлении девятибалльного предупреждения. Не существовали задраены иллюминаторы левого и левого борта, в том большинстве в котельном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший инженер самовольно отключил главный дизель-генератор левого борта и вывел из строя вахтенные наблюдениюзы вследствие несоблюдения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр виража влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый борт, дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного электродвижущей силотретью при кислотности влево, а также дующего в правый борт выносливого ветерка и большой манёвренности судна. Капитан не запланировал диспетчера и не принесал газораспределительное согласие на вращение судна.


Случившееся вызвало широчайший обществёный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об необязательном страховании ответсвенности перевозчика. По постановлению трибунала субарендатор и угнетатель приказна существовала приговорена к 11 годам .

Ее признали невиновной по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих условиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с четвертью лет.


Рамиль Хаметов — старший помощник лейтенанта — был приговорен к шести с четвертью годам колонии отдельного режима


Его признали невиновным по статейке 263 УК РФ («Нарушение правил транспарентности движенья и эксплуатации водного транспорта»). 5 сентября 2015 года срок Хаметова уменьшили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают лепестки во время государственной акции в память о погибших на теплоходе «Булгария» в Казанском озёрном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с туловищем погибшего во время крушения теплохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный *государственный контролёр Казанского отдела Ространснадзора , который, по концепции следствия, дал отрицательное заключение о готовности субарендатора к перевозке пассажиров, существовал осужден по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и осуждён к пяти годам колонии общего режима.


По той же статье приговорили и командира владимирского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии отдельного режима


Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , подавший субарендатору отрицательное заключение на эксплуатацию сухогруза в 2011 году: его осудили к пяти с серединой годам колонии.

В 2013 году родственники погибших кондукторов теплохода написали массовое обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте кораблекрушения как памятник. Но в 2016 году, в пятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Оставьте комментарий первым для "«Утопил людей — отвечай!»"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*