Виктор Вексельберг бьет авиаперевозчиков рублем

«Аэрофлот» и S7 Airlines прекратили продажу билетов на рейсы в Саратов с 27 октября, когда авиакомпании переходят на зимнее расписание, – билетов нет в системах бронирования. А последний рейс Rusline в Саратов, судя по сайту перевозчика, назначен на 13 сентября. В то же время эти авиакомпании продают билеты на рейсы в другие города на несколько месяцев вперед.

До 20 августа работает старый аэропорт «Центральный», принимает рейсы «Аэрофлота», S7, Pegas Fly, Nordwind Airlines и Rusline. С 18 августа заработал новый аэропорт «Гагарин», он принял первый – тестовый – пассажирский рейс. «Гагарин» построен с нуля холдингом «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Первым на новую взлетную полосу сел Boeing 737 авиакомпании «Победа», первый регулярный рейс в «Гагарин» также выполнит «Победа» – 20 августа.

Строительство «Гагарина» началось в 2017 г. Холдинг Вексельберга вложил в него 8,2 млрд руб. Новый аэропорт расположен в 20 км от Саратова. После его открытия «Центральный» будет закрыт. «Гагарин» рассчитан на 1 млн пассажиров в год, этой цифры гендиректор «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский надеется достичь в 2021 г. Старый аэропорт Саратова в 2018 г. принял только 426 000 человек.

«Аэрофлот» сохранит рейсы в «Гагарин» в зимнем расписании. «Просто из-за смены аэропорта еще не успели загрузить в систему бронирования выставляемые в «Гагарин» емкости», – говорит представитель «Аэрофлота». Раньше компания совершала шесть рейсов в Саратов на Sukhoi SuperJet 100 вместимостью 87 пассажиров, теперь рейсов будет два – на Airbus A320 вместимостью 158 пассажиров (с сентября рейсы будут выполнять и на Airbus, и на Sukhoi SuperJet), следует из информации на сайте «Аэрофлота». В итоге емкость перевозок авиакомпании в Саратов снизилась с 522 пассажиров до 316 пассажиров в день.

Представитель Rusline не ответил на запрос «Ведомостей». S7 в сентябре сокращает количество рейсов в Саратов с четырех до двух в день, а с зимнего расписания закрывает продажу, сказал ее представитель: это связано с высокими в сравнении с «Центральным» тарифами в «Гагарине».

Обслуживание самолетов в новом аэропорту, судя по его сайту, в несколько раз дороже, чем в «Центральном». Сбор за взлет-посадку вырос с 305 до 1010 руб. за тонну максимальной взлетной массы воздушного судна. Сбор за обеспечение авиационной безопасности – с 315 до 921 руб. за тонну. Предоставление аэровокзального комплекса в старом аэропорту стоило по 33 руб. за пассажира как внутренних, так и международных линий. В новом сбор составляет 155 руб. за пассажира внутренних линий и 224 руб. – международных. Тариф за обслуживание одного пассажира на внутренних линиях вырос с 82 до 415 руб., на международных – с 224 до 599 руб.

В Саратов благодаря «Гагарину» приходит «Победа», говорит представитель аэропорта: ежедневно на Boeing 737-800 вместимостью 189 кресел. «Победа» подала заявку и на второй ежедневный рейс в Москву и рейс на Санкт-Петербург трижды в неделю, сказал представитель «Гагарина».

Сотрудники трех авиакомпаний говорят, что «Победа» единственная получила в «Гагарине» скидки – и существенные, около 50%.

Важное значение имеет стоимость обслуживания относительно других аэропортов в европейской части России, отмечает представитель S7: «Например, разворотный рейс на А319 стоит в диапазоне 100 000–135 000 руб. в «Пулково», Казани, Уфе, Екатеринбурге, Нижнекамске и т. д. В Саратове же – 280 000–300 000 руб.».

Основная проблема – за строительство новых аэропортов платит пассажир, продолжает представитель S7, и платит дорого. «В отрасли отсутствует механизм согласования инвестиционных проектов по строительству новых аэропортов и терминалов. Это приводит к тому, что осуществляется дорогостоящая реконструкция терминала или строительство нового аэропорта, а авиакомпании после этого ставятся перед фактом повышения тарифов и сборов и вынуждены перекладывать возросшие расходы на пассажира, что не всегда возможно в условиях конкуренции и снижающихся реальных доходов населения», – сетует он.

«Сколько говорили, что высокие тарифы убьют перевозки? Убили? Нет, не убили. На примере «Платова» (аэропорт Ростова-на-Дону, также построен с нуля холдингом Виктора Вексельберга. – «Ведомости»): произошло снижение тарифов авиакомпаний, пассажиропоток на 30% вырос. Я уверен, что с переходом с региональных на среднемагистральные самолеты с экономикой перевозчиков [в «Гагарин»] будет все в порядке», – сказал Чудновский (цитата по «Интерфаксу»).

Себестоимость перевозки самолетами другого типа снизилась бы на 30% при условии сохранения аэропортовых тарифов на текущем уровне, c учетом их роста в 2,5 раза потенциальное сокращение себестоимости будет не столь существенным – около 10%, возражает представитель S7. «При использовании самолета большей вместимости авиакомпании вынуждены сокращать количество рейсов. И если сейчас пассажиры могут выбирать удобное время вылета, в том числе подбирать удобные стыковки, при сокращении количества рейсов для пассажира предложение ухудшится. У нас нет принципиальной позиции, летать или не летать в какой-то аэропорт. Решение принимается исходя из экономики, в этом случае выполнение полетов в зимний сезон экономически нецелесообразно», – заключил представитель S7.

Аэропортовые сборы составляют от 15 до 20% в структуре расходов авиакомпаний, знает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак: «С учетом того, что рентабельность авиакомпаний близка к нулю, это существенное удорожание для них». Саратов не является важным аэропортом для маршрутной сети ни одной из авиакомпаний, уверен Рыбак: «Понятно, что «Аэропорты регионов» в этот аэропорт вложились и хотят эти деньги отбить. Но если они не изменят тарифную политику, аэропорт будет стоять пустым».

Оставьте комментарий первым для "Виктор Вексельберг бьет авиаперевозчиков рублем"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*