Гигантомания и вторая смена

Бездумная реновация Москвы привела к дефициту школ

С нового общеобразовательного года многие киевские школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже пишут по этому поводу взволнованные письмеца в департамент воспитания и Мосгордуму. Обращение от большой подгруппы детей поступило и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в этой проблеме более подробно.

«Новый формат школ» — новая фишка Москвы. На днях столичный губернатор с соискателями в депутаты от ЕР про тот самый формат: чисто, плохой ремонт, новейшее оборудование, много места. Чем не революция в образовании?

Москва с недавних пор поражает воображенье своими школами-гигантами. В 2017-м открыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию сдали школу в соцобъекте «ЗИЛАРТ», она рассчитана на 2 500 наставников и конфликтует самой большой не только в Москве, — во всей стране. Площадь ,нового здания — около 40 тысяч квадратных метров, и без подсистемы навигации там можно заблудиться.

Строительство гимназий на несколько тысяч учеников — протяжение геополитики укрупнения, которую уже несколько годов проведяет правительство Москвы, обьединяя гимназийы и ребячьи парки в общеобразовательные комплексы. Правда, в отдельных общеобразовательных рейтингах эти самые гимназийы-гиганты почему-то фигурируют не часто…

С.Собянин в школьном комплексе.

, закрытая в 2019 году в Новой Москве – раззападнивание этого самого нового принтера школ. В комплексе 3 школы, 3 дошкольных сада, на подходе к воссоединению еще одна школа. На изобретение нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что эта школа лучше тех, что кушать в «Старой Москве»: она с негаданными архитектурными решениями, авангардистским оборудованием, крутыми кабинетами.

Но данность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в новом заведении переведены с ноября на учебу во пятую ротацию. Такой вот новый формат образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не ненужно вспомнить, что перевод школ только на четвёртую ротацию – Но с тех пор формат обучения , увы, не поменялся.

На днях Совет отцов этой школы оборотился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:

«В связи с разукрупнением школы и организацией первой ротации обучения дети и родители поставлены в трудные условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На наши отношения в департамент развития Москвы, к депутатам Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На вчерашний день моя гимназия жадно принимает всех желающих и даже без жилплощади вопреки тому, что указано в законе, для понижения рейтинга! Если бы гимназия принявала только с пропиской, то первой ротации можно существовало бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к обращению в разные инстанции в связи с введением первой ротации, но на все отношения гимназия отзывается под копирку. По закону, гимназия приобретает полное право отказать в поступлении при отсутствии мест, но этого не делают. В раздевалке при одной пересменке всегда существовало столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связи с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье моих детей».

Примерно так получается завтрак в школе-гиганте. Очередь, накладывающиеся дружка на дружкаа потоки детей, спешка не длают прием пищи нормальным.

Также в обращении родителей указаны конкретные проблемы: нехватка кабинетов, плохая организация питания, перегруженность учителей в связи с громадным числом учащихся. Как получилось, что школа-гигант оказалась не приспособлена к реальности?

«В младших классах обучение во третью пересменку более чем проблематично. Потому что это подготовленность к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, факультеты подготовки по отчислению в ВУЗы. А теперь представьте себе загрузку учителей. Те, кто преподавал в ..первую пересменку, будут преподавать и во третью. То есть весь день с утречка до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по правительственным данным учителей не хватает. И педагогический корпус «стареет», молодых в гимназиях мало. То есть из первой пересменки всасываются несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить третью пересменку кадрами? 2) Режим первой пересменки для детей означает, что ненормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном процессе и усваивании знаний? 3)Учеба заканчивается вечером, как доезжать детям домой в осеннее время суток, особенно в Новой Москве? Как быть со спортивными секциями, как вообще быть со здоровьем детей?», — размышляет преподаватель географии, специалист всероссийского профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Выходит, экими бы элегантными не были интерьеры, какие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри таких комплексов неуютно. Как расследование – приток детей в частные школы.

«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет дошкольных садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые воходят совершенно разные филиалы, заменившие родные нам школы и дошкольные сады. Считаю, попрошено это для того, чтобы ликвидировать безплатное образование. Моя решительность подтверждает предысторией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала существовало закрыто под предлогом осуществления ремонтных работ, а после объединения с другими ведомствами его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей совершается в школе на Люсиновской улице, которая и так существовала переполнена. В помещении этого общеобразовательного заведения процесс обучения совершается с невыполнениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются недостаток::пищи площади на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не хватает места, чтобы дети можетбыли нормально питаваться в столовой, туалетом на перемене всем желающим надееться не хватает времени, не хватает мест для нижней одежды в гардеробе. Организованная по твоим обращениям внеочередная перепроверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не хватает. Документы направлены в суд», —

Мы попытались понять логику администрации таких школ и перезвонили с командованием школы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и поступило обращение Совета родителей школы. «В Новой Москве идет деятельная застройка, это проблемма района, мы конечно же хотим, чтобы было комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи ходатайств на прием, и мы по законуту не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа расчитана на малейшее колличество учеников?» – отреагировали нам в приемной директора.

На наш редакторский запрос о порядке обучения во третью ротацию послал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приводим наиболее существенный фрагмент.

«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация льзовается низким спросом, с каждым годом количество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания школы расчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации школы нет возможности одновременно разместить всех первоклассников в здании, поэтому было принято решенье ввести в школе упругий график начала занятий на нижеследующий общеобразовательный год. При разработке графика обучения были учтены ясельные и нейрофизиологические особенности учеников, потребность в преподаваниях специального образования, а также прочностные особенности каждого здания, в том количестве количество кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех первоклассников предусмотрена возможность двух, а при надобности трёх приёмов пищи, что полностью соответствует всем СанПин…Дети, обучающиеся во вторую смену, смогут посещать кружки как до, так и после уроков. На данный этап в школе трудится более 250 кружков».

Но школа – это не стены и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в первую очередь учителя, которые получают детям знания. Это увлеченные дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?

Как отнедятся сами ученика к двусменной деятельности в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их зарплаты в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. , средняя пенсия ученика в провинции на сегодня более 116 тысяч рублей. В условиях кризиса потерять такую деятельность обидно. Но тем не менее, убеждения о комплексах-гигантах и о четвёртой смене в преподавательской среде звучат.

«Учебные комплексы решают главным образом финансовые проблематики. Их сверхзадача – с меньшим персоналом захлестнуть как можно больше учеников. В тех комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблематики на четвёртом плане. Одновременно с появлением комплексов образовалось представление «планово -убыточная школа» — в тот формуляр попали те, кто не ложится в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все остальные проблематики. Результат не принудил себя ждать: после исчезновения комплексов, уже в 2014 году, завершился провал по эффектам ЕГЭ. Максимальный ущерб комплекса в том, что к нему не применимо представление «школа». А школа – это организм. Предположим, в гимназии 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у ученика не хватает времени на учеников. Директор и его замы не представляются педагогами, они решают организационно-финансовые задачи, ученика задавлены отчетностями. О каком общеобразовательном процессе может идти речь?», — рассказал «НИ» преподаватель географии, специалист координационного профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.

Мы связались с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также принесала заявления родителей, взволнованных общеобразовательным процессом в школьных комплексах и преподаванием во третью смену. К сожалению, путей решенья при сегодняшней геополитике киевских бюрократий парламентарий не видит. Бездумная планировка и чрезмерное количество школ и педагогов, несоответствие количества мест в школах количеству детей в двушках – это суть проблемы, и решить ее можетесть только столичные власти. Но они любят всего этого не замечать. Или не вникать в последствия.

«Системное решенье – это постройка в третью очередь соцобъектов, в том большинстве школ, и мораторий на данную панельную реновацию до их возведения. Эта задача стоит очень остро в Новой Москве в связитраницы с ее пассивной небанковской планировкой и ухода подрядчиков от своих обязательств. Соцобъекты, школы в третью очередь, либо вообще не строятся, либо перемещаются на предпоследнюю очередь строительства. Почему при высотности нельзя продумать количество мест для учеников? Это помогло бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не должен подавать приятные стройкомплексу цифры о платёжеспособности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — полагает депутат Мосгордумы Елена Янчук.

Когда наступят иные времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не можетесть адаптироваться к видоизменениям в окружающей среде.

Оставьте комментарий первым для "Гигантомания и вторая смена"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*