«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о объективной ситуациютранице на украинских дорогах

Следственный исполком поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антитеррористический тур по международным дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную ситуацию на международных дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на полиэтнических дорогах?

— Около 100 миллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и такие отрасли, как лесохозяйственное хозяйство, пожарную прокуратуру и т.д. – можетесть добираться и до триллионов. Но дороги, понятное дело — это главнейшая «артерия», связанная со всеми остальными областями экономики.

— Что вы думаете о громкой биографии с задержанием командира ростовского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивление хоромами командира Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе есть такие хоромы – у командира ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы трудятся везде. Сейчас в России милиционеры контролирующих органов выходят на деятельность не законуты блюсти, а зарабатывать.

По гипотезы следствия, Сафонов за мзду позволял телегам с «перегрузом» зерна или других зыбучих балластов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за модель с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть существовать выгодна только клиентам и сотрудникам контролирующих органов. Перевозчикам она не выгодна. В позапрошлом году я сталкивался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы забираем самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство транспорта. А структураница Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И хочет выручить за ремонтные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая себестоимость побуждает перевозчика везти стройматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: пешеход превысил «осевую нагрузку» — и заплачал сотрудникам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки ломились к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом возобновились глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно брать на постах с гаишников «денежку», всё может выйти наружу. Были электромагнитные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда руководители ФСБ вскрыли коррупцию в объёме 5-6 полмиллионов рублей в день.

— Собирать контрибуция на постах стало неудобно.

— Теперь грузовладельца останавливают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает список автомобилей с номерами и непринадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним видится представитель грузовладельца – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в полемени – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут варьироваться от 10 до 50 десяток рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» заезжали с чемоданчиком, потом избаловались и стали делать переводы на колоды его родственников или догонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта модель сейчас действует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно перезванивали мне и спрашивали: а когда у нас коменданта ГИБДД посадят? Мы проводили там празднества в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают разъезжать с перегрузом, а дань забирают не только с зерновозов, а даже с крошечных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, аграрные продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него кушать еженедельный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для сотрудников ГИБДД, которые работают на постах, кушать специальные номерные знаки на машинах – названия вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти схемы не влез. Если у пешехода на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у пешехода такого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле бензоколонки существовал неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский сухогруз по наихорошей дороге через Владимировку. И ему в вагонном бундесманшафте ставили соответствующий штамп. За той моделью мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по подгруппам «оппонента», по радиостанциям пройдала информация, что поехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по своим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в полуполуночное время выдвинули туда машину с политическим контролем, встали и снимаем на Youtube: машины въезжают к канцелярии Ространснадзора, показывают путёвый листик, где стоит штамп, и едут дальше. Потом к нам подходит комендант поста и спрашивает: а вы что, тоже в полуполуночное время работаете? Тем временем незапланированной таксист подьезжает к инспектору, чтобы показать путёвый листик со штампиком – боясь, что иначе его накажут, – констебля нигде нет, таксист уже ,пытается пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я поехал к зам.начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои работники. И он мне: «Да быть какого не может, всех накажем!» Я существовал в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, ликёры дорогие стоят, сабельки висят. Если какой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетиках начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все едут с перегрузом, а мои работники не могут совладать с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на ушки вешайте – приведаете всё в порядок, или мы выкладываем информацию в публичный доступ.

— Получается, в других регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы поделить судьбу Сафонова?

— Да, все эти криминальные модели всегда поспевают в незаинтересованность командования контролирующих органов.

— В каких регионах нет секретномтраницы на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё узнаёте о ГИБДД, ГИБДД узнаёт о вас. Что понуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция влияет на всех отраслях нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим нашим детям? Им же с этим всем приденется жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете оберегать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, криминальная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из сегодняшних высоких офицеров ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру старшинскими констеблями на дорогах. Они и достраивали ту систему. То, что мы видим сейчас – продолженье того, что они достраивали в 90-ые.

— При этом структура усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических районов взвешивания.

— Так хотят убрать «человеческий фактор» знакомства с комиссаром и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуациютраницу в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает ветошью номер, проезжает район взвешивания, а потом рассчитывается с комиссаром. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для надзора поставим у этих районов наряды ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны несоблюдения в так называемой «нагрузке по осям» транспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта несуразность в судопроизводстве – метод заработка. На районах полуполуавтоматического взвешивания не оцениваются разрежение воздуха и другие факторы, влияющие на удельный вес большегрузного автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В момент въезда участка полуполуавтоматического контроля поток воздуха от машины может создать разрежение на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы перевозчик был законопослушным. Коммерческим организациям на территории государственно-частного партнёрства дано право на разработку развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов наилёгкого контроля. И те организации заинтересованы в том, чтобы перевозчик соблюдал и оплачивал за это. А предположение перевозчиков было проигнорировано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже конкретная опастность на дороге?

— Да, он увеличивает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это невыполнение тоже выгодно контролирующим органам для криминального заработка. Хотя люди калечаются от него на дорогах целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная драма на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для решения проблемы?

— За «перегруз» нужно делать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять структуру контролирующих органов и корректировать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Оставьте комментарий первым для "«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*