По итогам 2017 года объем российского рынка онлайн-ритейла преодолел отметку в 1 трлн руб., подсчитала Ассоциация компаний интернет-торговли. За минувший год рынок вырос только на 13%: это меньше, чем в 2016 году, когда этот показатель составил 21%. Снижение темпа роста может быть связано с замедлением в сегменте трансграничной торговли и общим спадом покупательной способности населения, полагают участники рынка. Но уже в этом году они ожидают нового ускорения роста интернет-ритейла в России.
В прошлом году рынок интернет-торговли в РФ увеличился на 13% — до 1,04 трлн руб., сообщил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. «Мы не достигли того уровня, на который рассчитывали, 22–23%, даже близко. Рынок перестал расти с той скоростью, с которой он рос до этого»,— заявил он, добавив, что у него нет точного объяснения, почему это произошло. Для сравнения: рост рынка онлайн-ритейла в 2014 году составлял 31%, в 2016 году — 21%. Кризисный 2015 год был исключением, тогда рынок вырос лишь на 7%.
Снижение темпа могло быть вызвано замедлением роста трансграничной торговли, а также общим спадом покупательной способности граждан, предполагают в АКИТ. Так, на рынке трансграничных покупок в интернет-магазинах темпы роста снизились до уровня около 24% в год в денежном выражении, до 374,3 млрд руб., хотя в 2016 году рост составил 37%. Снизился и рост отправлений с товарными вложениями из зарубежных интернет-магазинов — 25% вместо 73% годом ранее.
При этом россияне все больше делают выбор в пользу иностранных онлайн-ритейлеров: доля зарубежного сегмента в общем объеме рынка e-commerce выросла с 33% до 36%. К слову, на этот сегмент, по мнению АКИТ, в 2017 году во многом повлиял выход новых, «динамично развивающихся площадок» — таких как Pandao, Joom, Wish. Подавляющее большинство покупок (61,4%) в зарубежных интернет-магазинах не превышает €22, подсчитала АКИТ. Стоимость товарных вложений 22,2% от всех трансграничных посылок были в диапазоне €22–50, 11,6% — €50–150, 3,1% — €150–500, 1,2% — €0,5–1 тыс., свыше €1 тыс. стоили только 0,5%. Эти данные были получены АКИТ в результате анализа информации о 112 млн посылок из зарубежных интернет-магазинов.
Впрочем, первый квартал 2018 года внушает оптимизм: по предварительным данным, рост рынка превышает средний показатель 2017 года, указывает Алексей Федоров. Согласно прогнозу АКИТ, по итогам 2018 года российский рынок электронной торговли увеличится до 1,25 трлн руб., а его трансграничный сегмент — до 470 млрд руб. на текущий год. Таким образом, ожидается ускорение роста рынка интернет-торговли в России примерно на 20%.
Онлайн-торговля занимает около 3% объема всей торговли в России, которая составляет 35 триллионов руб. обращает внимание господин Федоров. «Это даже близко не стоит с тем, что происходит, например, в Великобритании: там 18% от торговли вообще — это e-commerce». Россияне делают покупки в интернет-магазинах преимущественно с персональных компьютеров. Поэтому десктопный трафик российских пользователей, ведущий на ресурсы интернет-магазинов, опережает мобильный (52,5% против 47,5%), но доля последнего растет с каждым годом, отмечают эксперты. Во всем мире мобильный трафик уверенно преобладает над десктопным (66,7% против 33,3%).
Основной компанией, доставляющей посылки из интернет-магазинов, остается «Почта России». В 2017 году доля «Почты России» на российском рынке доставки товаров e-commerce выросла на 5 процентных пунктов и составила 67%. В городах с населением более 1 млн человек доля предприятия составила 35%, численностью от 500 тыс. до 1 млн человек — 48%, а в городах до 500 тыс.— 82% рынка.
Оставьте комментарий первым для "Онлайн-торговля в России остается микроскопической"