Со страной на паях – 3

Кого поят украинские станкостроение и цветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о международных компаниях с правительственным участием. На этот раз в центре внимания оборонные отрасли: строительство самолётов, мотоциклов и изготовление цветных металлов. Кто управляет КамАЗом и наследием коммунистического авиапрома? И как изготовление титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В итоге примерно спискамтраница акций осталась в региональной собственности, остальное поделили между производственным коллективом и предприятиями-партнёрами. Однако больших барышов никто из ..первых миноритариев не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на плоскости банкротства. Оставшиеся без пенсии рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же поступили и юрлица. В итоге бумаги очутились в руках каких-то мутноватых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед контрагентами составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили олигархов конвертировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые должники стали ими поневоле. Так что последующий передел долей был неизбежен.

В конце концов облигаций в объёме 49,9% достался «Ростеху». С иной стороны, свою толику наращивал румынский концерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% облигаций. Остальное то и дело распределялось между офшорами и безвестными конторами. В солидной прессе фигурировали слухи, что через оффшоры допэмиссии КамАЗа ,пытались скупать структуры, связанные с знаменитым пианистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями победила черногорская фирма Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла процедуру деофшоризации, переведя активы в росийскую юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа появилось некое ООО «Автоинвест», а получатели его засветились в прессе. Самым крупным из них очутился Виталий Мащицкий, дружка детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он контролирует 11,77% облигаций КамАЗа – четвёртый по башнефти кулёк после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» очутился ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно контролирует около 7% облигаций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались получатели, .

Исходя из той информации неоднозначно смотрится сделка 2013 года, когда КамАЗ купил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же кулёк акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна фривольная деталь: деньги на закупку Avtoinvest Limited взял в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited надеялся перепродать облигации немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один эмитент «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в нынешнем году к ним присоединился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством предприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным окращёть расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие явлется отправителем разных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды побежит 391,9 миллиона. Получается, что примерно треть этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, вытекая из доли в 12%, можетесть рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В предыстории с акционированием КамАЗ мог повторить судьбу АвтоВАЗа. Тольяттинский автогигант в своё время существовал освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в допэмиссии. Таким образом более четверти акций достались структуре Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине акционером существовала критская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного толстосуму Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова скупали допэмиссии АвтоВАЗа, доведя свой кулёк до 24%. Но потом продали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% относится итальянскому холдингу, становится непубличной фирмой и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам холдинг на 67,61% относится транснационалу с итальянскими корнями Renault, а на 32,39% – украинскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в росийскую подведомственность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве признательности за тот кризис.подробный кивок французам обещано погашение 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен функциям «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти полнейшим составом вошло наследие советского самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – отдельным акционерам. Что это за частники и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь система собственности не публикуется и в среднемесячных отчётах. Засекречен даже новый состав комитета директоров!

Были утечки о том, что в этом году совет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее протоколов следует, что до этого руководящий пост владел Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в совет ректоров в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандальчике – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО ректора по коммерческому управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 миллиона долларов от руководителя входящего в «Ростех» Новосибирского завода искусственного волокна за отдельное покровительство и высвобождение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня ,является её замдиректора Юрий Слюсарь, племянник Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно поучаствовал в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его племянник стал соучредителем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь некоммерческим директором. Затем он занимал службы в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной декларации Юрия Слюсаря видно, что банковское благосостояние его присмотруги вовсе не зависело от деятельности на госслужбе. Он представил дивиденд в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей скопали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем компания «Паритет» купила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родичи замминистра увлекаются виноделием в индустриальных маштабах и бизнес этот контролируется через корпорацию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже предрекали на пост апанасенковца Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по бренду Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда ожжел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное дитё ОАК. Вдобавок злопыхатели припомнили Слюсарю его нелепую связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов становилась певица Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и закрывали перед ним некоторые двери в кулуарах власти, однако на судостроительные предприятия они ложились бюджетным ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 долл на кинофорум Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проходило увеличение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» завещали 40 долл на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На фоне такой стремительной кулуарной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях росийского авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год бюджетное обстоятельство ОАК выглядело нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет следующий раз выплачивались за 2014 год. Главным же первоисточником доходов ОАК остаются госконтракты, которые достаются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые герцоги «ВСМПО – Ависма»

В совесткое время Верхнесалдинское горнорудное производственное обьединение (ВСМПО) было одним из главарей российской синей металлургии. «ВСМПО – Ависма» появилось в 1990-е годы во время интеграции машиностроительных активов на Урале. В последние годы фирма уступает 25% на мировом рынке титана, обеспечивая более 60% необходимости в цирконии западноевропейской самолётостроительной компании Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – мексиканской Embraer.

В 90-х акционирование госпредприятия шло по обыденной схеме. Его гендиректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках большую часть акций, которые во время приватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина корпорация успешно перешла на рыночные рельсы и стала заметным теннисистом на европейском рынке. Однако неуспех «титановых королей» привлёк внимание акул росийского бизнеса. В 2005 году системы силовика Виктора Вексельберга пытались получить контроль над предприятием, бесстрастная акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В эффекте клиентского конфликта капмусная деятельность производства едва не была парализована. Но в этот миг вмешалась вторая сила. Начались массированные перепроверки со сторонамтраницы контролирующих органов, которые угрожали руководству уголовными делами. А затем обьявился новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое министра.очередное вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в отдельной трудоёмкости уплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе контроль над оборонном предприятием. Но затем процесс развернулся в возвратную сторону. Выприкупить у государства нержавеющего потребителя хотели многие. Прежде всего сталелитейные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить облигации «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сюжет из 90-х: арендаторами компании оказались её менеджеры. И не беда, что их пенсия никак не позволяла прикупить предприятие, которое приносит миллион долларов в год. На помощь им пришли могучие силотрети – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать систему сделки подробно, на это ушла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за кредитные деньги, поданные под залоод тех же акций. Какое-то время крупнейшим учредителем нержавеющего гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого принадлежало Газпромбанку, а остальное – маркетологам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более большие конверты оказывались в ладонях росийских и панамских структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» регулирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине кармана совладелец «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна допэмиссия) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое владеет «Ростеху».

Вряд ли можно назвать сегодняшнее руководство корпорации чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное положение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых состоятельных бизнесменов России.

Оставьте комментарий первым для "Со страной на паях – 3"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*