Месяц назад в публикации “Муниципальный сканер” детально разобрал, как люди из окружения главы Ростеха Сергея Чемезова и министра промышленности России стали владельцами 10% литовского холдинга Avia Solutions. За это время парламентская оппозиция от премьер-министра Литвы объяснений, почему государственные контракты, связанные с обороной страны, продолжают заключаться с Avia Solutions (ASG). Сама компания не нашла ничего лучшего, чем заявить, что против нее и потребовала от спикера литовского сейма “расследовать связи” автора материала с одним из оппозиционных депутатов.
Почему же литовцев так заинтересовала история, что она вышла на уровень Сейма? Дело в том, что Avia Solutions планировала разместить на территории аэропорта Шяуляй ремонтные ангары. Именно здесь базируется воздушная полиция НАТО, патрулирующая всю территорию стран Балтии.
В ноябре 2015 года мэрия города, ссылаясь на позицию спецслужб, заявила, что компания “не соответствует требованиям национальной безопасности”. Проект был свернут, однако “Муниципальный сканер” выяснил, что “новые инвесторы”, пришедшие в аэропорт Шяуляй со старым проектом ремонта самолетов, связаны с акционерами Avia Solutions и получают поддержку из европейских фондов. Утверждение договора со стороны городского совета Шяуляй должно состояться в мае.
Земельные участки в аэропорту Шяуляй, выделенные для строительства ремонтного ангара.
Авиационные связи
31 марта сообщила, что мэр Шяуляй Artūras Visockas (Артурас Висоцкас) и компания “Termicom” договорились о совместных инвестициях в аэропорт: мэрия вложит 5 миллионов евро, инвесторы – около 10 миллионов. Будущий центр технического обслуживания воздушных судов займется ремонтом самолетов Boeing и Airbus.
Точно такой же проект и предлагала в 2015 году Avia Solutions. между “Termicom” и мэрией уже в мае будет представлен городскому совету на утверждение.
Переговоры с мэрией вели директор UAB “Termicom” Povilas Padaiga и представитель инвестора Dmitrij Čeliadin (Челядин Дмитрий).
[Справка: Povilas Padaiga (Повилас Падайга)– сын Žilvinas Padaiga, избиравшегося в 2004 году в Сейм от “Партии труда”. До 2006 года Žilvinas Padaiga (Жильванас Падайга) возглавлял министерство здравоохранения.]
В центре: Povilas Padaiga и Dmitrij Čeliadin
В ноябре 2017 года , что проект в аэропорту Шяуляй профинансирует эстонская компания Completec OÜ, владеющая UAB “Termicom”. Согласно официальному , Completec OÜ основана в 2012 году и является эксклюзивным представителем датской компании Telco Sensors в Эстонии, Латвии, Литве, России и Белоруссии. Сайт компании не обновлялся с 2015 года, но доступны ее .
В 2015-2016 годы выплачивались лишь налоги с зарплат сотрудников. В середине 2016 года пропадают и сотрудники. В первом квартале 2017 года оборот компании внезапно подскакивает до 992 тысячи евро, а потом также стремительно падает. Может ли такая компания, официально продающая датчики, инвестировать в ремонтный ангар 10 миллионов евро?
Несмотря на низкие финансовые показатели компании, “торгующей” датчиками компании Completec OÜ удалось обзавестись собственной авиакомпанией: 30 декабря 2016 года выкупила литовскую UAB “Oro Taksi” и переименовала ее в UAB “GetJet Airlines”. Согласно официальному сайту, частная авиакомпания управляет двумя самолетами Airbus и пятью Boeing.
схему в больщем размере
Бортами и из парка GetJet Airlines ранее пользовался обанкротившийся перевозчик . Оба эти самолета принадлежат российской компании “ГТЛК” (), которая на 100% принадлежит министерству транспорта РФ. Еще одним бортом, , ранее пользовалась компания Small Planet Airlines. “Трансаэро” – давний партнер ASG, а Small Planet до весны 2013 года принадлежала ASG. LY-GGC и LY-SPC входят и во флот GetJet Airlines, и во Grand Cru Airlines. О последней поговорим чуть позже.
25 ноября 2017 года самолет Boeing 737 (LY-MGC) компании GetJet Airlines, вылетевший в Хургаду, вернулся обратно и совершил аварийную посадку в Вильнюсе. Заказчиком полета, как , являлось туристическое агентство “Kidy Tour”. Вплоть до сегодняшнего дня оно полностью принадлежит Avia Solutions Group.
Владельца эстонской Completec OÜ, продающей датчики, владеющей авиакомпанией и инвестирующий в аэропорт, где базируются ВВС Литвы и силы НАТО, Dmitrij Čeliadin можно найти только в “Одноклассниках”. И тех он последний раз посещал десять лет назад. В “друзьях” у него видим Владимира Гуреева, действующего (“дочки” Avia Solution Group).
Также Dmitrij Čeliadin обнаружился в . Дмитрий владеет частным самолетом RV-7A, чьим пользователем указан Aleksandr Čeliadin (Александр Челядин), 1987 года рождения, предположительно брат предпринимателя.
Самолет RV-7A
Aleksandr Čeliadin также ранее пользовался . Последний раз Александр побывал там в 2009 году и указал, что с 2008 года устроился на работу в авиакомпанию “Aurela”. В 2013 году она обанкротилась под руководством еще одного литовца Valdas Barakauskas (Баракаускас Валдас). После банкротства Barakauskas возглавил вновь созданную Grand Cru Airlines, а Aleksandr Čeliadin стал её . Речь идет о той самой Grand Cru Airlines, управляющей самолетами вместе с GetJet Airlines.
UAB “Grand Cru Airlines” на 100% принадлежит кипрской Brenalan Investments Ltd. Согласно письму Brenalan Investments от 19 декабря 2016, кроме Valdas Barakauskas директором Grand Cru Airlines является юристка Lewben Group . Именно Lewben Group обслуживает Avia Solutions Group и ее акционеров. Напомним, что однофамилец Valdas – Vaidas Barakauskas через ряд компаний владеет 19,7% акций Avia Solutions Group.
Согласно , компания “Termicom” в лице ее директора Povilas Padaiga и владельца Dmitrij Čeliadin начала вести переговоры с мэрией города Шяуляй об инвестициях в аэропорт в ноябре 2017 года. Однако еще до начала переговоров, в октябре 2017 года, министерство экономики Литвы из фондов поддержало проект ремонтного ангара “Termicom” в аэропорту Шяуляй, выделив €1,5 миллиона. В конце 2016 года по этому же проекту с компанией-пустышкой UAB “Aviacijos Partnerystė”, директором которой также является Povilas Padaiga. В интервью Povilas Padaiga : “В нашу группу компаний входят несколько компаний. Одним из основных направлений бизнеса является коммерческая авиация, мы работаем в этой области уже несколько лет. Оборот группы более 100 миллионов евро.”
Aleksandr Čeliadin также записывает компании на себя – ему принадлежит UAB “Aviatoriai”. 23 марта 2018 года Aleksandr Čeliadin уполномочил Žana Kel подписать новую редакцию устава от имени компании. Žana Kel – генеральный директор бухгалтерской компании , телефон которой указан как контактный у компании .
“GTLK Lietuva 01” принадлежит российской государственной компании “ГТКЛ”. Согласно реестру Управления гражданской авиации Литвы, компания “GTLK Lietuva 01” владеет самолетом Boeing 737 (LY-AZV), который находится в пользовании казахской авиакомпании SCAT. Еще 5 самолетов Boeing казахский SCAT арендует у компании UAB “AviaAM B07”, входящую в Avia Solutions Group.
[Из годового отчета (2016) компании “ГТЛК”:
– Как инструмент реализации государственной политики управления и развития транспортной отрасли ПАО «ГТЛК» реализует ряд лизинговых программ в рамках поручений Президента Российской Федерации и/или в соответствии с распоряжениями и постановлениями Правительства Российской Федерации
– Выполнение Программы некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также городского электрического транспорта на территориях и г. Севастополя (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.14 № 2788-р) за 2016 г. составило 96%. Обществом [ГТЛК] было приобретено 444 единицы техники из 462 единиц, предусмотренных указанной Программой. При этом все поступившие заявки на пассажирскую технику от органов исполнительной власти и транспортных предприятий Республики Крым и г. Севастополя были выполнены.
Справка:
В апреле 2018 года SCAT Airlines объявила о начале полетов из Астаны в Вильнюс. Литовская компания UAB “Plieniniai sparnai” владеет бортом LY-FLG и сдает его в лизинг SCAT Airlines. Компания “Plieniniai sparnai” принадлежит Александре Сытник и Дмитрию Денисову, которые являются детьми акционеров казахской SCAT Airlines. Директор UAB “Plieniniai sparnai” – Donatas Valantiejus, сотрудник ZIA Valda, которая по сути входит в холдинг Avia Solutions.]
Железнодорожные связи
С сентября 2014 года до ноября 2016 года компания “Termicom” называлась “Elteza” и была связана с АО “Элтеза”. Контрольным пакетом российской “Элтезы” владеют . Остальные акции, 50% минус одна, принадлежат канадскому холдингу Bombardier.
“Элтеза” крупнейшим производителем и поставщиком систем сигнализации в России, а также активна в странах СНГ и Балтии. В 2017 году, после публикации “Новой газетой” документов из , Швеция в отношении местной “дочки” Bombardier из-за коррупционных сделок. Компания ООО “Бомбардье транспортейшн (Сигнал)” (60% принадлежит Bombardier Transportation Sweden, 36% – “Российские железные дороги”, 4% – “Желдоравтоматизация”) планировала заменить сигнальное оборудование на железных дорогах Азербайджана шведской разработкой Ebilock-950. По версии шведов, Bombardier разрабатывала тендерную документацию вместе с азербайджанской госкорпорацией.
По мнению “Новой газеты”, в обмен на доступ к госконтрактам Bombardier предоставила доли в общих предприятиях окружению экс-главы РЖД . И, отметим отдельно, убеждало власти Канады не включать самого Якунина в санкционные списки.
[Доменное имя elteza.eu принадлежит UAB “Termicom” и Dmitrij Čeliadin. В настройках данного домена настроена на сайт российской “Элтезы”.]
В 2016 году литовская компания UAB “SCB-EU” под руководством Dmitrij Čeliadin выиграла контракт Литовских железных дорог на поставку Ebilock-950 на €491130. заключенных UAB “SCB-EU” и “Lietuvos geležinkeliai” (Литовские железные дороги) – €895360.
Один из акционеров Avia Solutions Group ранее участвовал в российских проектах Bombardier. Кипрская VGE Investments Ltd, контролируемая Виктором Григорьевым, близким к и Мантурову, контролирует 10,1% ASG. Она же до 2014 года владела 50% кипрской Improm Cyprus Ltd. Другие 50% принадлежали кипрской Volcam Trading Ltd. В свою очередь, Volcam Trading Ltd владеет 50,1% АО “Энгельский локомотивный завод”, созданный Bombardier, “Первой локомотивной компанией” и “ВЭБ-Лизинг”. Последнюю компанию с 2009 по 2017 годы возглавлял гражданин Литвы .
Еще одна компания, которая принадлежит Dmitrij Čeliadin – UAB “NRG-MC”. В 2016 году “NRG-MC” Литовским железным дорогам компоненты контактной сети. Согласно данным литовского коммерческого реестра, компания “NRG-MC” указывала официальным сайт . На данный момент сайт не работает, но кэш Google говорит, что до апреля 2018 года данное доменное имя на сайт российской компании , учредителем которой является .
[Справка: АО «Желдоравтоматизация» (ЖДА) является головным дилером ОАО «ЭЛТЕЗА» по поставке оборудования железнодорожной автоматики, телемеханики (ЖАТ) для железных дорог России, стран СНГ и Балтии.]
В презентации от 2013 года, размещенной на официальном , компания “Универсал – Контактные Сети” среди заказчиков указывала UAB “NRG-MC”, а среди партнеров – литовскую “Fima”.
Третья “железнодорожная” компания Dmitrij Čeliadin – UAB “ROSAT-EU” в 2012 году имела среди акционеров российские компании – из Краснодарского края и ООО “Энергокомплект”, подконтрольную РоСАТу. РоСАТ и «Желдоравтоматизация» единого коммерческого директора. Компании UAB “ROSAT-EU” доменное имя , ведущее на сайт российского РоСАТа.
В топ-10 подрядчиков ‘Lietuvos geležinkeliai’ входит вышеупомянутая литовская компания “Fima”. Общая сумма полученных ею госконтрактов превышает 50 миллионов евро. Согласно , в Литве, Латвии и Беларуси она реализует множество инфраструктурных проектов: от системы метеонаблюдений на базе в Шяуляй и обустройства литовской границы до работы на железных- и автодорогах.
Что важно еще отметить?
В 2014 году “Fima” и Bombardier выиграли госконтракт у Литовских железных дорог. После того, как проигравший участник обжаловал решение и отменил итоги контракта, в суде выяснилось, что компания “Fima” в проекте представляла не только свои интересы, но и интересы Bombardier.
Компании “Fima” и “SCB-EU” много раз совместно участвовали в конкурсах на госконтракты от литовских железных дорог (, , ). В Латвии в 2017 году “Fima” и “NRG-MC” вместе участвовали в конкурсе, на его итоги.
Компания UAB “Fima” на 44% принадлежит UAB “Indeco: Investment And Development”, за которой стоит Vaidas Barakauskas. Он же владеет 19,7% акций Avia Solutions Group.
В 2005 году “Fima” и ныне обанкротившаяся авиакомпания Aurela выиграли конкурс и национальную авиакомпанию Lietuvos avialinijos (LAL) из которой и появился холдинг Avia Solutions.
PS: За время, прошедшее с публикации первого расследования, “Уральские авиалинии” о новом рейсе в Крым. С конца мая из аэропорта “Жуковский”, принадлежащего ASG и Ростеху, в Симферополь будет летать рейс U6-178. Стоимость билетов в одну сторону от 5580 до 6080 рублей.
Disclaimer: “Муниципальный сканер” не утверждает, что компания Termicom в своих действиях представляет лишь интересы Avia Solutions. Вместе с этим, “Муниципальный сканер” убежден, что изложенные задокументированные факты требуют тщательного расследования со стороны литовского общества и парламента. Dmitrij Čeliadin, Povilas Padaiga и Ugnius Balinskas на вопросы “Муниципального сканера” отвечать отказались.
Михаил Маглов
Оставьте комментарий первым для "Загадочный инвестор Дмитрий Челядин"