Гигантомания и вторая смена

Бездумная высотность Москвы привела к дефициту школ

С нового общеобразовательного года многие столичные школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже печатают по тому поводу взволнованные письма в департамент образования и Мосгордуму. Обращение от большой группы родителей поступило и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в той проблеме более подробно.

«Новый формат школ» — новая фишка Москвы. На днях столичный градоначальник с демократоварищами в депутаты от ЕР про этот самый формат: чисто, хороший ремонт, новейшее оборудование, много места. Чем не революция в образовании?

Москва с недавних пор удивляет воображенье своими школами-гигантами. В 2017-м открыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, какая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию забрали школу в жилмассиве «ЗИЛАРТ», она рассчитана на 2 500 студентов и пренебрегает самой большой не только в Москве, — во всей стране. Площадь нового помещения — около 40 тысяч квадратных метров, и без структуры навигации там можно заблудиться.

Строительство школ на несколько тысяч студентов — течение геополитики укрупнения, которую уже несколько годов проведяет правительство Москвы, объединяя школы и ребячьи сады в общеобразовательные комплексы. Правда, в разнообразных досуговых рейтинодах эти самые школы-гиганты почему-то фигурируют не часто…

С.Собянин в школьном комплексе.

, открытая в 2019 году в Новой Москве – воплощение этого самого нового формата школ. В комплексе 3 школы, 3 дошкольных сада, на подходе к вхождению еще одна гимназия. На открытие нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что эта гимназия лучше тех, что пить в «Старой Москве»: она с странными архитектурными решениями, авангардным оборудованием, крутыми кабинетами.

Но действительность очутилась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в ,новом ведомстве перевожены с июня на учебу во третью пересменку. Такой вот новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не недотепо вспомнить, что перевод школ только на вторую пересменку – Но с тех пор принтер обучения , увы, не поменялся.

На днях Совет родителей этой школы оборотился с письмецом в «НИ». В нем, в частности, говорится:

«В связи с упразднением школы и организацией четвёртой смены обучения дети и родители поставлены в сложнейшие условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На наши отношения в департамент развития Москвы, к депутатам Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На вчерашний день наша школа жадно принявает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для снижения рейтинга! Если бы школа принявала только с пропиской, то четвёртой смены можно было бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к заявлению в различные инстанции в связи с введением четвёртой смены, но на все отношения школа возражает под копирку. По закону, школа ,имеет полное право отказать в зачислении при отсутствии мест, но этого не делают. В раздевалке при одной смене всегда было столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связи с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье моих детей».

Примерно так выглядит обед в школе-гиганте. Очередь, накладывающиеся друг на друга потоки детей, торопливость не делают прием пищи нормальным.

Также в обращении родителей указаны конкретные проблемы: нехватка кабинетов, хорошая организация питания, загруженность педагогов в связи с большим количеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант очутилась не приспособлена к реальности?

«В младших классах обучение во вторую ротацию более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовленности по отчислению в ВУЗы. А теперь представьте себе выгрузку учителей. Те, кто оканчивал в четвёртую ротацию, будут преподавать и во вторую. То жрать весь день с утречка до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по правительственным данным учителей не хватает. И директорский корпус «стареет», юных в школах мало. То жрать из третьей смены вытекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить вторую ротацию кадрами? 2) Режим третьей смены для детей означает, что ненормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном механизме и усваивании знаний? 3)Учеба завершается вечером, как добираться детям домой в летнее время суток, особенно в Новой Москве? Как существовать со спортивными секциями, как вообще существовать со здоровьем детей?», — рассуждает преподаватель географии, аналитик общероссийского профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Выходит, какими бы фешенебельными не были интерьеры, какие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри каких комплексов неуютно. Как расследование – отток детей в отдельные школы.

«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет ребячьих садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые входят совершенно разнородные филиалы, заменившие родные нам школы и ребячьи сады. Считаю, попрошено это для того, чтобы ликвидировать бесплатное образование. Моя убеждённость подтверждается биографией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом осуществления ремонтных работ, а после объединения с другими заведениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей случается в школе на Люсиновской улице, которая и так существовала переполнена. В здании этого досугового заведения механизм обучения случается с несоблюдениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы площади на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не хватает места, чтобы дети можетбыли нормально питаться в столовой, сортиром на перемене всем желающим воспользоваться не хватает времени, не хватает мест для нижней обуви в гардеробе. Организованная по твоим заявлениям неплановая перепроверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не хватает. Документы направлены в суд», —

Мы попытались понять рациональность администрации таких школ и связались с руководством школы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и поступило заявление Совета родителей школы. «В Новой Москве идет деятельная застройка, это проблемма района, мы конечно же хотим, чтобы существовало комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа рассчитана на меньшее количество учеников?» – отреагировали нам в приемной директора.

На наш редакторский запрос о порядке обучения во четвёртую смену послал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приведаем наиболее значимый фрагмент.

«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация пользуется высоким спросом, с каждым годом количество учеников и обучающихся увеличивается. Здания школы рассчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации школы нет возможности одновременно разместить всех учеников в здании, поэтому было принято решение ввести в школе пластичный график начала занятий на последний общеобразовательный год. При разработке графика обучения были учтены половозрастные и биохимические специфики учеников, потребность в преподаваниях дополнительного образования, а также производственные специфики каждого здания, в том числе количество кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех учеников предусмотрена возможность двух, а при целесообразности трёх приёмов пищи, что полностью совпадает всем СанПин…Дети, обучающиеся во четвёртую смену, покумекают посещать кружки как до, так и после уроков. На данный момент в школе работает более 250 кружков».

Но школа – это не стентраницы и крыша. Не архитектурные антуражи и большие помещения. Школа – это в четвёртую очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлеченные дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?

Как отнедятся сами наставника к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их пенсии в Москве одни из самых низких даже по провинциальным меркам. , средняя зарплата наставника в провинции на сегодня более 116 тысяч рублей. В условиях кризиса утратить такую работу обидно. Но тем не менее, убеждения о комплексах-гигантах и о второй смене в директорской среде звучат.

«Учебные комплексы решают главным образом социальные проблеммы. Их задача – с меньшим персоналом обуять как можно больше учеников. В тех комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблеммы на четвёртом плане. Одновременно с появлением комплексов возникло представление «планово -убыточная школа» — в тот список попали те, кто не укладывается в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все другие проблеммы. Результат не принудил себя ждать: после появления комплексов, уже в 2014 году, завершился недодел по итогам ЕГЭ. Максимальный вред комплекса в том, что к нему не неприменимо представление «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у ученика не нехващает времени на учеников. Директор и его замы не являются педагогами, они решают организационно-социальные задачи, ученика придавлены отчетностями. О каком общеобразовательном процессе может идти речь?», — рассказал «НИ» преподаватель географии, специалист регионального профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Мы связались с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также принесала обращения родителей, обеспокоенных общеобразовательным процессом в школьных комплексах и обучением во вторую смену. К сожалению, путей постановления при сегодняшней геополитике нижегородских властей парламентарий не видит. Бездумная реновация и недостаточное число школ и педагогов, несоответствие колличества мест в школах количеству детей в двушках – это суть проблемы, и решить ее можетесть только столичные власти. Но они предпочитают всего этого не замечать. Или не докапываться в последствия.

«Системное решение – это постройка в третью очередь соцобъектов, в том числе школ, и мораторий на любую многоквартирную высотность до их возведения. Эта проблема стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее интенсивной некоммерческой планировкой и ухода застройщиков от своих обязательств. Соцобъекты, школы в третью очередь, либо вообще не строятся, либо переносятся на последующую очередь строительства. Почему при высотности нельзя предугадать количество мест для учеников? Это взмолилось бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент развития не должен подавать приятные стройкомплексу циферки о достаточности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.

Когда наступят иные времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не могут адаптируться к видоизменениям в окружающей среде.

Оставьте комментарий первым для "Гигантомания и вторая смена"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*