Профессионалы намыть

Кому мешает экономить деньги полицеймейстер Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии муравьёвым Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, платить деньги на своеобразных условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали затылочной ломотой властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл государственные обсуждения масштабного инвестиционнего проекта по намыву территорий на северозападной части Васильевского острова (В.О.), а также возведению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания лоббировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с коломенским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» получила в августе 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой большой на земельном спросе за последние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при занятных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, назначив начальную рентабельность аукциона в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 декабря 2019 года, а сами торги адекватны были пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших долёвок Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по странным причинам за день до завершения приема заявок аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда доказывали отмену торгов вероятным пересмотром обстоятельств продажи актива самим банком, либо присутствием новичка на рынке, готового уплатить стоимость большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать простейшим совпадением. Отметим, нечаянная отмена лота провела на контрасте спецзаседания предстоящих изменений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицеймейстером по инвестициям может вздумать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на этот миг пятый зам бунчужного гендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в июле встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем общались политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является членом одного из серьёзнейших арендаторов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот миг «ЛСР» уже пробуряло территории на В.О. О перспективе внедрения этого направления замминистра как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В феврале 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В кризисе вереницы произошедших явлений нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться самим статусом, связями и поспособствовать на отмену аукциона в преддверии разрешения на современную должность. По большей части это можетбылло иметься сделано в интересах группы финансистов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно сохраняются свои проектенты в Санкт-Петербурге и крепкие отношения с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского причала и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его музыкантом стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (планирование проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и проведение намыва территорий, девочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (застройщик саумело причала) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, основополагающий исполнитель). Согласно данным СМИ, основным вкладчиком деятельности ГК First Quantum именовался промышленник и на этот момент парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом купли умел бывать Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы возникал гендиректором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему промышленник пользовался сочувствием у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, моделировавших промышленника в этот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднейшее банк отца губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в залы правительства пригорода получили стремительный старт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной работе бизнесмена с действующими тогда киоскёрами из полуроты губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по геополитическим вопросам Юрием Молчановым (родитель главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно великолепные отношения коммерсантов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса внешнеполитического инвестора для совершенствования намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило первопричиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение пашен без конкурса и конкуренции, имелся удостоен нелепой компании из кипрского траста с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что популярнейшая компания согласовала глобальный подрядный проект за столь конспективный срок, когда согласование ларька можетесть затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с удостоением статуса наступательного инвестора не имелсяо и у «Терра Нова», которая арендовала у «» (фактически же First Quantum арендовал сам у себя) проект и права по намыву пашен на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге бизнесмены обрели в свое владение малейшую территорию и перспективу заработать. И не только они, сызрани чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» мужа Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала заметным поставщиком монтажных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило .незаметный участок более 30 Га для сооружения ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер обрели перспективу оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство оригинальных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за предоставление услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что концепция указания инвестпартнерства и перевода деревенской собственности в частную на длительные годы станет плохим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, узнавая по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где бизнесмены поучаствовали на благоприятных для себя требованиях при кульмухахметовадратной уступчивости со сторонамтраницы властей города, расширяя способности инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой толщиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его небанковское провожание и снятие препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» дал статус геостратегического цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в аэратхоре субсидий на разделение земель и право их выкупа, госпошлины субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала право на соглашение акционерного соглашения и возведение тоннеля. Позднее Смольный подарил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проектенте стало целесообразным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проектент после прихода Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при проработке проектентной документации тоннеля и постоянно возрастающей доходности строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на малейшую помощь проектента со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта лишал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он вздумал причиной скандала и экономических потерь. Петербург оплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были растрачены на авансирование продажи демонтажного щитка у итальянской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не неожиданный субподрядчик – фирма на момент авансирования являлась акционером 10% акций НКК. Между тем, информации о конкретных тратах, проведенных аудитах, отказе продажи от щитка показано не существовало. По документам существовало оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не могла ассигновать все деньги. Остаточная их треть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими конфликта.министерствотцами сделки.

Самого же Соколова по итогу высокопоставленный муравьёв Петербурга Сергей Вязалов уличил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городок мог бы получить виадук без скандалов и проблематик с завышением проектной затраты объекта. Например, в этом случае, если бы получили возможность провести незаконный конкурс на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна предыстория с получением контроля над Павловскими караульнями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с олигархами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург принесал бюджетный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к параметру, заявив о намерении переоснастить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году фирма даёт параметр в собственность. Отсутствие преодолимых преград и плавное согласование легкорельсового соглашения увязывают с возможностями прияэтилей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто умеет продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историографическое помещение тогдашних кордегардий лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом поле в недвижимость без конкурса и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне кордегардий было приято городским министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских кордегардий без конкурса публичному девелоперу впоследствии казалась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного механизма доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является кредит «Санкт-Петербург», в миноритариях которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что ресторан в Павловских гауптвахтах . Сложности произошли из-за длительного процесса перемены акционера и увеличений в проектной документации. На данный факт новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городишка 12 годов простаивает историографическое здание, которое можетбыло бы приносить сверхприбыль Петербургу в случае благоустройства законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник эстетики можетбыл стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок помещение в публичные руки? Прямая выплата по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург умел обрести за предмет от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большей дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает указываться в местных проектах. Одним из таких соцкультбытов является автотрасса «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – серьёзный федеральный проект, который кладёт свое начало еще со времен разработки Соколова в начале нулевых в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запускал поздние этапы стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в рамках государственно-частного партнерства является фирма «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и соучредителей МСС (50%) представляются сталитраницы банка ВТБ.

Статус наступательного росстатовского партнера городка ВТБ удостоил в феврале 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал благосклонность со стороны власти и соответствие подзаконных архивов по проекту торговым интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город платит МСС недополученную прибыль из своего трансферта. Речь шагает о оплате разницы между минимально предодобренной выручкой банкира и относительным налогом денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение трансферта пригорода в ЗакСе Петербурга и согласование выплат вызывало к скандалу. Депутаты упрекали Смольный, считая, что банкира и так зарабатывает деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это рассказывают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – гипермолл для критики. Краеугольным микрооганизмом стала тайна предодобренной прибыли, заложенной подрядчиком. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неотчётлива подлинная функция доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые подрядчик выставляет для вознаграждения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку уладить проблему. Чтобы не реализовать выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и спастись скандалов, правительство послало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций промышленнику под гарантии города. В сентябре этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после изобретения линии компания отказала в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту возникновение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то координировать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с возникновением АО какая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую уведомляет деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по фиксированной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды спорить о сумме компенсаций для капиталиста ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору антрепренёра для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектам. Позднее в проект обустройства слетелся банк ВТБ, владеющий срединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане оплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автодороги на полноприводном автомобиле при наличной выплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения рентабельность частичного путепровода по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных условий можетесть . Помимо этого, центр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных окраин намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл радиоротацию кадров в логистическом блоке, разбросав на службы в разнородных деятельностях управленцев, близких ему по деятельности в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по внедрению логистической экономики Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 мая 2021 года он имелся откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрошает кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, располагая в просторных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть необходимости оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является небанковской тайной, спикеры не слышат трат, а город просто координирует поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и межконфесионального вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие стабильных неправительственных бандгрупп ставит под угрозу и скомпрометирует кредитную престижность города. Процесс лоббирования сановниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски семейного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет экономить миллиарды, не косным ему людям, они всегда будут вставать на его гарантию – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не умеет встретиться с Соколовым даже прошлый полицеймейстер Петербурга Александр Беглов. Действия вице-полицеймейстера провоцируют у него множество причин для недовольства, но чистить его глава пригорода не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому полицеймейстеру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы возвратился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте комментарий первым для "Профессионалы намыть"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*