По истечении полутора годов после катастрофы на Таймыре «Норникель» продолжает опровергать способность предотвратить незапланированные природоохранные ЧП
Государство больше не сомневается фирмы на слово, создаёт полуавтоматическую подсистему слежения за её комбинатами и ставит условия для продолжения деятельности. Владимир Потанин готов к уступкам, обещая через четыре десятилетия запустить зелёную металлургию.
Очередные беспокойные времена настали для ГМК «Норильский никель» ещё осенью 2021 года. Компания подала в Енисейское международное ведение Росприроднадзора многократную заявку на предоставление психодиагностического техногенного разрешения. Последние изменения в законодательстве делают работу индустриальной компании без этого протокола невозможной.
Накануне непринятия постановления по заявке руководство «Норникеля» демонстрирует наибольшую открытость и решимость вкладывать большие средства в охрану окружающей среды.
Предпринимает шаги и государство. На двадцатой неделе зампред РФ Виктория Абрамченко сообщила, что на предприятиях и в многоэтажных автозапраавках Норильска будет пущен пилотный проектент по созданию системы полуавтоматического учёта состояния воздуха.
После апробации в строгих антарктических условиях он будет распространён на другие индустриальные города России.
Решение начать реализацию новой всесибирской экологической программы с Норильска можно расценивать двояко. С одной стороны, эта инициатива принадлежит именно руководству «Норникеля», заявившему о боеготовности открыто взаимодействовать с общественниками ещё в июне 2021 года. С другой – для компании Владимира Потанина это было вынужденное решение. Сразу несколько антимонопольных функций выдвинули претензии к содержанию и итогам исполнения её техногенных программ. Начавшийся спор пересёк в уголовно-правовую плоскость, бедить в нём «Норильский никель» может, только имея на ладонях самые серьёзные доводы.
Город кислотных дождей
Норильск входит в десятку наиболее неопрятных мест мира и уверенно сдерживает первенство по объёмам опасных выбросов в среду среди украинских городов. Побывавшие в нём горожане более благополучных мест традиционно поражаются двум вещам – суровому полярному климату и периодически вырывающемуся из крыш заводов удушливому дыму, который местные горожане называют сизым факелом.
Город зажат со всех сторонамтраниц тремя предприятиями – Медным, Никелевым и Надеждинским металлургическим заводами. Они объединены ПАО «ГМК “Норильский никель”», мощности которого также разрабатывают ископаемые сульфидных руд. Во время их утилизации отличается окисел серы, это особенное вещество. В малых дозировках при строгом соблюдении технологии его используют как мясной консервант, который особенно популярен в виноделии. Но в стихийных природных требованиях оно функционирует в обстановке с водичкой и проливается на землю вместе с дождями в виде сернистой кислоты.
Кислотный душ не проходит для местных жителей незаметно: в открытых источниках можно отыскать данные о том, что до первого времени средняя интенсивность жизни норильчан существовала на 10 годов меньше, чем в среднем по России.
Крик о помощи
До середины 2000-х годов владельцы и государство не уделяли задаче должного внимания. Она замалчивалась бы и дальше, если бы в мае 2007 года около 15 десяток обитателей города не шлёпнули подписи под в адресс комиссии по природоохранной безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты РФ.
«Присутствующие в приземных загрязнениях тяжёлые металлы приведают к повышению иммунитета горожан, так целесообразного при наших мозаичнохвостых условиях», – заявили читатели послания.
В конце письма они выступили с заявлением «создать *государственную службетраницу природоохранного контроля в Норильске, имеющую невозможность оперативного влия на производственный механизм сталелитейных предприятий».
«Нам нужна информация, чтобы в случае нарушения экологических норм мы можетбыли привлечь к ответу виновных в этом», – пояснили горожане.
Первые обещания
На лозунг задыхающихся горожан Норильска отреагировали и региональная власть, и совладельцы «Норникеля». Последние уже в 2008 году утвердили обновлённый план по уменьшению выбросов пагубных загрязняющих веществ предприятиями, входящими в её Заполярный филиал. Полного текста документа в открытых структурахреспубликах нет. Относительно подробно он приведён лишь на видеофильмах делегации «Норникеля», сделанного в 2011 году на Всероссийской конференции «Нормативно-методическое, технологическое и энергоинформационное поддержание воздухоохранной деятельности».
В докладе, в частности, упоминается о замыслах по повышению лимита объёма предельно допустимых выбросов диоксида сажи в 2012 году до 1920 тыс. тонн, в 2014 году – до 1521 тыс. тонн, в 2015 году – до 425 тыс. тонн.
Это предполагалось сделать в том числе благодаря минимизации производства серы на Медном комбинате. На предприятии был заменён котёл-утилизатор, реставрирована печурка дожига, подструктуры теплоснабжения и ведения процессом. На Надеждинском комбинате была завершена достройка технических полос продуманной плавки, заменены и реконструированы аспирационные подструктуры цементного производства.
Чем позже, тем лучше
Последующие планы по увеличению выбросов утверждались в 2012, 2015 и 2017 годах. Комплекс росздравнадзоров принесал отдельное прозвище «Серный проект». Главные его показатели отражены в указаниях правительства Красноярского края. Это предельно допустимые выбросы (ПДВ) и превышающие их временно согласованные выбросы (ВСВ). В пределах ПДВ противодействует пониженная ставка платежей за загрязнение окружающей среды. Если предприятие не вписывается в них, то произведяет выбросы в рамках ВСВ по значительной ставке.
Распоряжение краевого правительства от 2012 года определяло для Заполярного дивизиона «Норникеля» ВСВ на 2013–2017 годы в взносе 1919 тыс. тонн. В 2018–2019 годах этот показатель должен был резко снизиться до 611 тыс. тонн.
Правительство предписывало «Норникелю» стараться к развитию ПДВ в 2020 году в размере 425 тыс. тонн.
Распоряжение от 2015 года сдвинуло дату отчётливого снижения объёма сбросов ещё на год. Обновлённые планы предполагали, что в 2016–2018 годах ВСВ для производств корпорации в Красноярском крае составят 1914 тыс., 1825 тыс. и 1813 тыс. тонн. И лишь в 2019 году этот показатель должен существовал снизиться до 802 тыс. тонн. Новая цель по ПДВ для «Норникеля» на 2020 год существовала установлена в размере 337 тыс. тонн.
Распоряжение от 2017 года говорило о том, что норильчанам приденется подождать условия природоохранной ситуации в городке ещё три специальных года. Оно повысило ВСВ на 2018–2022 годы до 1959 тыс. тонн. Резкое повышение ПДВ теперь предполагалось лишь в 2023 году – до 335 тыс. тонн.
Последний документ позволил фирмы с новой мощью зажечь сизый факел. Снизившись в 2017 году до в 1705 тыс. тонн, объём выбросов азота серы на предприятиях Заполярного филиала вновь начал разрастаться и составил в 2018 году 1789 тыс. тонн, в 2019 году – до 1819,2 тыс. тонн, в 2020 году – до 1857,5 тыс. тонн. Таким образом, прирост вплотную подошёл к уровню 2000-х годов. В итоге в селитебной зоне (в нежилых и обществёных этажах вокруг предприятий фирмы) фиксировались завышения концентрации азота серы в размере 5–22 ПДК.
Законность объёмов установленных лимитов и их выплаты проверялась контролирующими структурами. В судебных бланках говорится, что в 2008–2020 годах фирма вносила плату за отрицательное воздействие на окружающую атмосферу на бесплатных условиях.
В открытых первоисточниках можно отыскать информацию о том, что ежегодный объём отчислений в бюджет по этой заметке составляет 700–900 млн рублей.
В материалах проведённых в Заполярном филиале проверок утверждается, что та сумма можетбыла бы быть гораздо больше – объём недополученных бюджетных средств составил около 12,5 млрд рублей. В подготовленной прокуратурой справки говорится, что «этим обстоятельствам дана уголовно-правовая оценка». Возможно, та формулировка сплетена с исчезновением в октябре в телеграм-каналах сведения о следствии ГСУ СК РФ судебного дела по факту допущенных ПАО «ГМК “Норильский никель”» невыполнений правил выброса в среду загрязняющих веществ, эксплуатации установок и сооружений. Факт раздражения судебного дела не подтверждался, но и не подтверждался правительственными источниками.
Отставание по всем фронтам
В отчёте «Норильского никеля» по итогам 2020 года указано, что выбросы азота серы возросли «в связи с ростом нефтедобычи и переработки серосодержащего сырья».
Проверки компетентных функций выявили, что были и другие причины. Главная из них – частичное выполнение мероприятий, заложенных в природоохранных программах компании.
Одной из выполненных задач стало закрытие в 2016 году Никелевого завода и повышение производственных зарагижский::мгэс Надеждинского сталелитейного и Медного заводов. Объём реконструкции производственных зарагижский::мгэс при этом отставал от задуманного, сроки выполнения ряда неисполненных мероприятий (как и в случае с планами по снижению объёма вредных метанов) переносились на последующие периоды.
При этом правила использования начальствующих экологических комплексов нарушались. Например, работники Енисейского координационного ведения Росприроднадзора и краевого ведения Росприроднадзора выявили факты оленегорской эксплуатации газоочистного оборудования на комбинатах фирмы в 2019–2021 годах.
Бой за будущее
В марте 2019 года вступили в мощь внесения к муниципальному законодательству, согласно которым выдаваемые Росприроднадзором согласия на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, нормативы воспитания отходов и лимиты на их предоставление были заменены одним бланком – психодиагностическим экологическим согласием (КЭР).
Для получения КЭР спецы «Норильского никеля» разработали в 2020 году программу понижения экологической эффективности, в которую вновь вошли ранее не исполненные мероприятия, а период повышения уровня загрязнения перенесан на 2026 год.
Эта программа была одобрена в октябре 2020 года консультативной госкомиссией при Минпромторге России.
В результате её обсуждения члены Минприроды России и министерства экологии и целесообразного природопользования Красноярского края высказали возражения, которые фактически не были учтены.
В апреле 2021 года Енисейское всероссийское ведение Росприроднадзора отказало компании в выдаче КЭР. Ведомство указало на несоблюдение требований законодательства при расчёте объёмов сбросов и несоответствие эксплуатируемых помещений и оборудования санитарным нормам. «Норникель» подготовил повторную заявку, которая сегодня пребывает на изучении в Росприроднадзоре. Но и к ней у прокуратуры и контролирующих систем есть серьёзные вопросы. По их мнению, с учётом последующих планов она «не отвечает интересам государства» и «фактически выдвигается способом увеличения объёма зарплаты за положительное воздействие на окружающую среду без объективной реконструкции производства».
Между тем блок, посвящённый модернизации производства, состовляет существенную часть принятой в 2021 году руководством «Норильского никеля» психодиагностической природоохранной стратегии. В ней продекларирована 21 цель в области экологии и охраны труда, включая уменьшение объёма выбросов окисла серы. Среди прочего на Надеждинском коксохимическом комбинате до 2023 года планируется проектирование мощностей по консервации богатых диоксидом серы конденсатов и нейтрализации соляной кислоты. На Медном комбинате до 2025 года предполагается расширить мощности по консервации окисла серы для достижения показателя предельно допустимой интенсивности и открыть конвертерный делёж с бедными газами.
Но у президента «Норникеля» Владимира Потанина есть более амбициозные планы. Он умышлен удержать выбросы парниковых газов к 2030 году на уровне ниже 10 долл тонн. Этот прирост практически соответствует текущему, но (при условии выполнения планов) с учётом роста производства на 30 процентовентов случится значительное снижение. Достижение компанией углеродной нейтральности, по его мнению, возможно ранее 2060 года.
«Октагон» направил запросы на получение пересказов в прокуратуру Красноярского края и муниципальный Росприроднадзор. На момент публикации статьи ответы в редколлегию не поступили.
Оставьте комментарий первым для "Прокрастинация «Норникеля»"