Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная реформа подсистемы госзакупок

Участники рынка поддержали её со вежливым оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более непрозрачными и динамичными. Но у нововведений пить второе дно, грозящее перевернуть благие побуждения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых нескладных функций росийского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка пройдала в 2014 году. Она в том количестве в разы увеличила колличество способов выполнения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь большое разнообразие, по убеждению участников рынка, лишь запутывает, мешает становлению конкуренции и создаёт институциональные лазейки для соглашения криминальных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, отнестся снижение числа неценовых методов поставок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в различных случаях закрытые продажи и продажи у единственного поставщика будут и далее проводившываться в целлюлозной форме.

Кардинально уменьшится количество документов, желательных при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.


Вводится неделимая универсальная система предварительной квалификации участников всех торгов, начальная себестоимость которых превышает 20 млн рублей.


На позавчерашний день для каждого вида продаж действуют свои дополнительные требования для соискателей на победу. После вступления в силу поправок участники всех торгов и тендеров должны будут подтвердить эксперимент исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за первые три года. При этом расценка исполненной ранее сделки надлежаща составлять не менее 20 процентовентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в торгах нечистоплотных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обходить тот заслон.

– Например, при подготовке к базарам в области дорожных капремонтов и дорожного возведения подрядчики укрупняют аукционы до суммы в 50–100 рублей рублей и выше. Тем самым на финише отсекаются фирмы, не обладающие нужными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в той области член предпринимательской компании.

Такой метод используется и в других отраслях. В качестве образчика приведём огосударствление лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с рынка классических голкиперов и отдать заказы аффилированной структуре, эксперимент работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет уменьшение необязательной доли покупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что последний участок направлен на становление малого бизнеса и отрасли странтраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что понижение общеобязательной доли продаж у субъектов малого предпринимательства повысит ликвидность этого теневого бизнеса.

– Если из тех 25 процентовентов до конкретных малейших предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных корпораций останется 15, то это уже будет неплохо, – добавляет Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока участники рынка пытаются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке институциональной институциональной базы, направленной на формирование импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на региональном пилястре проектов юридических юридических актов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной доле поставок товаров росийского происхождения» и № 2014 «О оптимальной непременной доле поставок международных товаров и её достижении заказчиком».

В частности, члены Минпромторга просят отменить ограничения на поставку для потребностей органов власти лазерных диодов, произведённых за рубежом (микроэлектронных лазеров). Они использоваваются в структурах полуавтоматической обработки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и лазерных носителей данных и бензобуров естественной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году необходимость введения ограничений на покупки экспортных запоминающих устройств и прочих устройств хранения данных, члены Минпромторга говорили, что такой шажок необходим для использования безопасности критичной энергоинформационной коммуникации страны.


Ожидается, что из санкционного формуляра будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетитраниц связи или для прочих проводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных приспособлений не менее 1 процента будут отечественными. Но предприятие росийских мобильных телефонутов так и не существовало развёрнуто.

В проектенте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для телепередачи и приёма речи, изображений или иных данных, включая электрооборудование телекоммуникационное для деятельности в проводных или проводных сетитраницах связи». Согласно *государственному классификатору, в их количество входят нижеследующие устройства: прочие телефонные аппараты, мультимедийные аппараты, в том большинстве с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, применяющие длинноволновый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов продуктов из этого формуляра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены квоты на покупку иного ветеринарного оборудования. Действующий вариант протокола обязывает за счёт бюджетных средств экспортировать для больниц в 2021 году не менее 30 процентовентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект доработок увеличивает эти цифры до 10, 20 и 30 процентовентов соответственно. Аналогичные изменения вонзятся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Оставьте комментарий первым для "Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*