«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что загубило ледокол «Булгария»?

Десять годов назад, 10 июня 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в биографии современной России катастрофа океанского пассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный грузопассажирский лайнер «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том большинстве 28 детей, спаслись только 79 авиапассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут позабывать те жуткие минуты. Один из них, новоиспечённый связист лайнера «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде пароходика «Булгария»?

Ринат Габидинов: В юные годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут дружка предложил побежать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, разрешил встряхнуть древностью — долгое время садился без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В пароходик я влюбился. Он существовал построен в Чехословакии, сделан красиво, с просторными залами и каютами. «Булгария» существовала традиционным грузопассажирским пароходиком в стиле ретро: корабль-праздник, с мелодией и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто ,выходили в рейсы?

Мы практически не лежали на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что скопал летом. Если посмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом разрисован буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: оценки сухогруза «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в городке Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/сек хода — 20,5 километров в час, два дизеля 6NVD48 зарагижский::мгэс 400 лошадиных мощей каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое прозвище теплохода — «Украина». Он был переназван в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени теплоход выполнял грузопассажирские рейсы по рекам Волга и Кама, а также озёрам и озерам.


Известно, что теплоход вышел в авиарейс с исправным двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое положение «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это существовала будничная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — однаружать мою экстренную рацию, в неисправности выпрямителей которой меня удавались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 июня 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед весенней навигацией мы стояли на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с мотористами мы ,пытались это сделать полчаса, хотя рация надлежаща включаться по шлепку пальцев

А потом тот диод еще обливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя сменять литии и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено условиями регистра. Поэтому, чтобы все приближалось под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который забивался полчаса.

«Я услыхал вскрик капитана»

Накануне трагедии, 9 сентября 2011 года, «Булгария» вышла из в двухмесячный вояж по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был видный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На лайнере находились 147 кондукторов и 54 председателя экипажа.

Какой существовала обстановка на пароходике перед выходом из Болгара?

Теплоход существовал забит практически под завязку, среди пассажиров существовало много девушек и детей. Это существовал третьей день плавания. В Болгаре поднялся ветерок, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по степени моего вращения ветерок усиливался.

В какой-то случай он стал почти ураганным и дувал нам в левый борт. Всех авиапассажиров в тот случай позвали в музыкальный зал на увеселительную программу — на самолёте у нас были артисты.

Вы помните, как начались ужасные события?

Я помню, ко мне заехал [капитан теплохода] и сказал, что пассажироварищей в кухни почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри послышался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была пластиковая полочка, это она грохнулась и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал визг капитана: «Все на левый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по штурманской телетрансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, удавался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой ситуации передать донесение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и лёг рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радист всегда надлежащ существовать поблизости.

Капитан пароходика «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветерок с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в вырубку и там старался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилья Островского, крен ледокола становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» поправится — и все вернется на место.

Что происходило с кондукторами в это время?

На нижней каюте были только председатели команды: что совершалось внизу и во душевных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что обстановка уже не выправится. И тут я завидел людей за бортом. Многие убегали прямо из окон. Насколько я знаю, мужички вышибали иллюминаторы, прыгали сами, уберегали своих женщин и детей.

«Такое в чудовищном сне не можетбыло привидеться»

Что вы длали в случай подтопления «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных катамаранов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый сухопутной закон. Я на судне оставался до конца: проползал по накренившемуся лайнере и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая рубка с полковником скролась под водой.

К этому времени все внешние помещения были залиты водой. Мы смогли сбросить четыре спасательных плота с левого борта, и с твоего борта я скинул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, задевал его и потащил к группировке пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели сборной — отбирали их в кучу и сажали людей. На каждый такой плотик умещалось где-то человек 18. Еще были малые магниевые спасательные плотикы, на них тоже человека четыре могло сесть. На второй плотик вместилось очень много людей, он опрокинулся под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плотикы и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что садились молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над авиавойнами висела звенящая тишина. Я сам после того, как мы закончили орать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего электрохода «Булгария» сходят на бережок в озёрном причале Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и работники спасательных служб встречают теплоход «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в прибрежной причал Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего лайнера «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда друг за дружкой просочились суда. Тут уже все замахали руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж ротики разинули — как так!

Сейчас я думаю: лейтенанты просто не поняли, что случилось. В ужасном сне не могло привидеться, что люди пребывают на воде после крушения судна. Это был третий случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [лейтенанты], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что экскурсанты развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали радиосигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то загадочное начинается в этом районе. Это дало время сборной «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении майора порта «Арбат» и майора дизеля «Дунайский 66» существовали возбуждены судебные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание полковником приказна помощи людям, терпящим наводнение на побережье или на ином водном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, речушка разбушевалась нешуточно. Я положил с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на увалень спасательный плот и заскользили к корабельному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К корабельному ходу заскользил и старший помощник.

Он был низкорослого роста, его сервировало волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» стащили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на самолёте судна, люди стали осознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались вскрики и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в сухогрузе было столько людей, и у всех отдельное горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проводит — на твоих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе мощнейшее обществёное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом соотношении кондукторов утонуло больше, причем большинство жертв самописцатраницы составляли девушки и дети. Выжили те, кто успел выбраться из наружных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему туловищ погибших на теплоходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди лежали в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ждал выхода. Многие оставались в каютах, накинув спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и покарай в этих ремнях под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из соучастников трагедии. Что можете о беззвучен сказать?

Очень опытный человек, хороший командир. Давно трудился на флоте. Я считаю, он до первого длал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На борту в тот день существовали еще его сестра с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но пить офицерский закон: что бы ни случилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих ,пор ,пытаюсь поселяться дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент входило в Камское верховье и по маршруту должно существовало совершить манёвр. Крен на борт, тайфун и манёвр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший инженер сбежал с «Булгарии» в числе первых, кинув реакторное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда перископы дробильного отделения закрыты — это был бы громадной воздушный пузырь внутри судна.

Если бы отсеки были закрыты, он бы держал лайнер на плаву продолжительное время. У пассажиров существовало бы время сообразить, что происходит

А сборная успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему физику «Булгарии» в машинное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть перископов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и близкие пострадавших в катастрофе ледокола «Булгария» перечитывают списки жертв катастрофы на Волге в морском порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в всемирной практике никогда не было, чтобы старший электрик бросил котельное отделение. Кроме того, в самый ответственный момент он остановил двигатель, хотя не имел право этого длать без команды капитана.

А ведь капитан, пребывая на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший моторист в итоге проводил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете взаимоотношения с кем-то из выживших в тот фатальной день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы следующий раз встречались только на трибунале — после этого даже случайно не приходилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В первые дни нас атаковали журналисты с разнородных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и наговорил комментариев. А потом такое началось… Многие твои друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное предположение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в видеомагнитофоне засветился.

Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В микроавтобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои повинности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей сторонтраницы сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проходить спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на влаге и до сих пор ,пытаюсь проживать дальше, не осматриваясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что причиной чаэс явилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о первопричинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и майор нарушили правила безопасности мореходства и не обеспечили безопастность плаванья судна. С 8 сентября 2011 года у «Булгарии» не работал левый главный дизель-генератор. При энергии ветерка более семи баллов (13,5-17,4 км/сек) должны существовали осуществляться предписания «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом мощь ветерка на момент катастрофы превышала 20 км/сек.

2. Низкая квалификация и некомпетентность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты меры охраны при выходе приказна в водохранилище и при получении девятибалльного предупреждения. Не существовали задраены иллюминаторы левого и левого корма, в том большинстве в машинном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно отключил главный дизель-генератор левого корма и вывел из уклада судовые механизмы вследствие невыполнения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр разворота влево существовал осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на левый фальшборт, дополнительно возникающего крена на левый фальшборт, вызванного центростремительной мощью при циркуляции влево, а также дующего в левый фальшборт крепчайшего ветра и громадной парусности судна. Капитан не запланировал диспетчера и не исходатайствовал диспетчерское согласие на движенье судна.


Случившееся вызвало широчайший политический резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об обязательном страховании ответственности перевозчика. По решенью суда субарендатор и абсурднотец приказна была осуждена к 11 годам .

Ее признали невиновной по статейкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям охраны жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с серединой лет.


Рамиль Хаметов — старший помощник лейтенанта — существовал приговорен к шести с четвертью годам колонии отдельного режима


Его признали виноватым по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движенья и эксплуатации водного транспорта»). 5 сентября 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают цветы во время государственной акции в память о погибших на электроходе «Булгария» в Казанском прибрежном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения пароходика «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный правительственный контролёр Казанского отдела Ространснадзора , который, по следстви следствия, дал негативное соглашение о боеготовности субарендатора к грузоперевозке пассажиров, существовал обвинён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление юридическими полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии общего режима.


По той же статейке казнили и коменданта владимирского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии отдельного режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , выдавший субарендатору позитивное заключение на эксплуатацию теплохода в 2011 году: его осудили к пяти с четвертью годам колонии.

В 2013 году родственники погибших кондукторов электрохода написали индивидуальное обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в трёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Оставьте комментарий первым для "«Утопил людей — отвечай!»"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*