В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная служба может принесать право предварительных досудебных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где продолжена окружная таможенная проверка. Нельзя использовать меру в взаимоотношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного течения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить медленный и неупорядоченный развал компаний, которые проверяются в связи с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о детальных исковых мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную фискальную службу (ФНС),— документ в предыдущие недели прорабатывается с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС расстреливать ипотечные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже закончена выездная таможенная перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница можетесть получить право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распостраняется) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по цены равнозначное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе гостевой перепроверки ограничения можетесть быть расширены на деньги вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с одобрения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, бесценные бумажки и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, наличествует в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), пятый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последующей неточности понятна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную покупку недвижимости или бесценных бумажек действительно позволит налоговикам мгновенно удерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается процесс хаотического «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят акционеры (в том числе банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС досудебными степенями в положении удерживать тот довольно затратный для расхода процесс: сумму выведенных в таких ситуациях активов в год в службетранице оценивают в 170 млрд руб., потери расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже малейшие суммы: сверхсрочная и буржуазная продажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный судебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать невозможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед районной перепроверкой можно лишь постановлением сотрудника фискального органа (инспекции ФНС) с согласия сотрудника или замглавы Федеральной финансовой службы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС платёжной гарантии на сумму претензий, независимым получением в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк грядущей гостевой проверки) в интересах четвёртых лиц печатаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с фискалом в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных предписаний для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации жрать права по заявлению взыскания на имущество должника» и противодействует «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет общенациональное законодательства к мировым практикам регулирования баланса прилюдных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблематику нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин полагает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС прибегает в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные степени по решению суда страховщики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных проблем Минфина и ФНС в этом проекте является четкое размежевание «криминальных» и «деловых» киносценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у силовиков нет судебных претензий.

Оставьте комментарий первым для "В залог не уйти"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*