В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная служба можетесть получить право этаподобных досудебных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата окружная фискальная проверка. Нельзя применять меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит остановить стремительный и околовластный развал компаний, которые проверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о корректировках к Налоговому кодексу о предварительных арбитражных мерах, которыми Минфин намечает наделить Федеральную таможенную службетраницу (ФНС),— протокол в предпоследние недели исследовается с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в добавление к уже существующему праву ФНС арестовывать кредитные счета лиц или организаций, в отношении которых уже закончена районная финансовая перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть принесать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на кредитований это не распространяется) в возможности отчуждать или класть пятым лицам свое имущество, по затраты кратное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в самотёке внеплановой проверки ограничения могут существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с примирения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, ликвидные бумаги и «объекты дизайна личных помещений» (очевидно, располагает в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на балансах объекты искусства), второй — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из следующей оговорки понятна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную перепродажу недвижимости или драгоценных бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно притормаживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде моментов серьезных претензий ФНС к фирмы запускается механизм хаотичного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают вкладчики (в том большинстве банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС этаподобными мерами в опьянении притормаживать этот довольно дорогущий для госбюджета механизм: сумму выведенных в таких ситуациях активов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., потери госбюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и бандитская распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безоговорочный досудебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать невозможности для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед межрайонной проверкой можно лишь решеньем куратора таможенного органа (прокуратуры ФНС) с согласия куратора или замглавы Федеральной финансовой службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС платёжной гарантии на свердель претензий, самостоятельным получением в залог ценнейших бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей выездной перепроверки) в интересах четвёртых лиц издаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с плательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в результате активов из-под финансовых условий для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации пить права по обращению возмещения на имущество должника» и действует «приоритет выплаты перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет этническое законодательства к общеевропейским практикам регулирования баланса публичных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося показателя сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС обращается в Следственный исполком и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решенью суда фискалы получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из бесспорных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сценариев в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет уголовных претензий.

Оставьте комментарий первым для "В залог не уйти"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*