Зеленый свет

Какие секреты бизнеса стремится не афишировать соучредитель «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes обновляется новыми миллионерами. Один из них – хозяин коммерческой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах проведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» начинает рассказ о самых неудачливых и находчивых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатая женщина России, гендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на восьмом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой порослевой продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка компании выросла за год до 201 триллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» взаимодействует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 супермаркетов сети. Казалось бы, что можетесть существовать прибыльнее коммерции полуфабрикатами питания? Ведь при любых требованиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни коммерсанты терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, предполагая по всему, явлется Валентина Шнайдер, которая чаще всего фигурирует как хозяин самых крупнейших половин в неуставных капиталах обширных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмочками ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые иные Шнайдеры. Основали «Светофор» сыновья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году сбывается 55 лет, младшему Андрею — 47. Они увлекаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У компании нет даже неофициального сайта.

В далеком 1993 году племянники Шнайдеры пошли из спиртного бизнеса. Сначала они специализировались дистрибьюцией напитков. Их фирма «Ленком» поставляла в розницу преимущественно продукцию пермского комбината «Пикра», который делал ликёры для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось получить такого невыгодного партнера. Вейкулайнен и еще один соучредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих ,пор работают со Шнайдерами — у них есть малюсенькие доли в правовых лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал специализироваться пивом и иными спиртосодержащими напитками, оброс 12 отраслевыми филиалами и открыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году выручка составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к средине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно большие импортёры стали заменять наружную логистику собственной. Одна из работниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно пристукнуло расставание с экспортёром пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры продолжили выстраивать «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал пассивную экспансию по России, и за пару годов превратился в региональную сеть. На первый взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два разика ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за критерий тот же Walmart, Шнайдеры продолжили жесткого дискаунтера, ограничивая свойство промтовара и сервиса. Сервис в универмагах минимальный, товары разложены прямо в коробочках и мешках на стеллажах, кожухах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: основные позиции воображены одним-двумя производителями, как правило крупных с нераскрученными брендами — доля известных фирм в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная стоимость при этом надлежаща существовала быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США является сетиотретью гастрономов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и свойство продукта оставляет желать лучшего. В Walmart не ходят те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет товаров «органик», в продуктах традиционно много консервантов, андрогены и препараты также присутствуют. Продукты с истекающим сроком ряженке в Walmart выкупают по бросовым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, продажей продуктов с истекающим сроком ряженке.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным согражданам и бизнесменам. Уровень эмпатии хозяев «Светофора» мы измерять не станем, заметим только, что искусственное обособление крупнейшего бизнеса на малые производства с целью фискальной оптимизации не способствует укомплектованию казны, и уж никак не свидетельствует о низкой правовой ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на полусотню ООО в разнородных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого заштатного ритейлера, покорившего страну: иркутской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к таможенным притензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем разделилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет тревожиться о благе народном. Цель данного бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут поедаться качественными и недорогими продуктами, банкиры продолжат честно восполнять казну, и помрём мы все радостно и счастливо. Все, а не только банкиры из реестра Forbes.

Оставьте комментарий первым для "Зеленый свет"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*