В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная службетраница может получить право предварительных досудебных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где начата внеплановая фискальная проверка. Нельзя применять степень в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит остановить стремительный и хаотический распад компаний, которые проверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о этаподобных арбитражных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную фискальную службу (ФНС),— документ в первые недели обсуждается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС арестовывать ипотечные счета лиц или организаций, в отношении которых уже закончена межрайонная таможенная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть получить право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в необходимости отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по себестоимости кратное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в самотёке гостевой проверки ограничения могут существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (спецоперации с активами возможны, но с разрешения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, драгоценные бумаги и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, наличествует в виду посуда — но и нередко встречающиеся на показателях предметы искусства), четвёртый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней ремарки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную закупку недвижимости или ликвидных бумажек действительно позволит фискалам мгновенно притормаживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде моментов серьезных претензий ФНС к корпорации запускается механизм околовластного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают вкладчики (в том количестве банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС этаподобными мерами в состоянии притормаживать этот довольно дорогущий для расхода механизм: свердель выведенных в таких ситуациютраницах активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., утраты расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес утрачивает на этом даже значительные суммы: сверхсрочная и полукриминальная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что всецелый досудебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для секретномтраницы внутри должности и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед выездной перепроверкой можно лишь решением куратора таможенного органа (комиссии ФНС) с примирения куратора или замглавы Федеральной таможенной должности. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС финансовой гарантии на свердель претензий, полноценным предоставлением в залог драгоценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей внеплановой проверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с фискалом в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое личико силилось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое решение никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных требований для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации жрать права по заявлению взыскания на имущество должника» и воздействует «приоритет задолженности перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решение «приведет этническое судопроизводства к общенациональным практикам ограничения баланса приватных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если кушать основание, ФНС обращается в Следственный исполком и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные степени по решению трибунала налогоплательщики исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из бесспорных задач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» фильмов в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у правоохранителей нет уголовных претензий.

Оставьте комментарий первым для "В залог не уйти"

Оставьте свой комментарий

Your email address will not be published.


*